Сибирские огни, 1950, № 6
фёрова и др. Но было бы легкомысли ем утверждать, что эту тему советская литература исчерпала, что- надобность в новых произведениях об этом периоде советской истории миновала. Наоборот, пережив Великую Отечественную вой ну, победоносно завершив разгром в военном, экономическом и политическом отношениях немецкого фашизма, наш народ накопил такой исторический опыт, который по-новому и в широчай ших масштабах раскрывает гениаль ность ленинско-сталинской политики на индустриализацию страны. Таким обра зом , писатель, пишущий в наши годы о первой пятилетке, в сравнении с писа телями, работавшими над этими тема ми в те годы, стоит н а неизмеримо бо л е е высокой позиции. Ему виден опыт народа последующих исторических пя тилетий. К сожалению, роман Н. Строковско- го лишён этого историзма. В этой кни ге необычайна слабо проявился ко лоссальный опыт нашей страны. Ка жется, что роман написан человеком, который н е был свидетелем предвоенно го строительства и не пережил грозных л ет Великой Отечественной войны. Прежде всего, это сказывается на изображении обстановки, общих усло вий советской жизни. Социальные приз наки, общественные страсти эпохи как бы приглушены в романе, претендую щем на раскрытие одного из важней ших этапов социалистического строи тельства в нашей стране. Прежде все го, мы не видим в романе большевист ской партии, как вдохновителя и орга низатора борьбы за социалистическое переустройство страны, в лице её пред ставителей, выведенных в романе, не видим партийной организации, возглав ляющей осуществление генеральной ли нии партии на конкретном учестке со циалистического строительства. В рома не совершенно тезисно, бегло дана борь ба партии с оппортунистами разных мастей, не верившими в творческие силы народа, а затем перешедшими во враждебный лагерь, активно сотрудни чавшими с внешними и внутренними контрреволюционными силами. В силу этого в романе нет нужного идейного напряжения, ясности и целеустремлён ности. В романе выведен, например, образ профессора Штрик-ера — убеждённого и озлобленного идейного противника на шей партии, активного участника контр революционной, вредительской «пром- партии», изобличённого и посаженного на скамью подсудимых в памятном про цессе. Но в конце романа мы снова встре чаемся со Шт-рикером, «реабилитиро ванным» за разработку нового техноло гического процесса, но попрежнему идейно не разоружившимся, чуждым всему советскому. Однако автор изображает Штрикера так, что он скорее вызывает жалость, а не ненависть и презрение, какого безу словно заслуживает. Странно и -неправ доподобно выглядит при этом и поведе ние профессора Бунчужного-, легко сменяющего убеждённо враждебное от ношение к Штри-керу чуть ли не -на со чувствие. Автор как бы невольно сма зывает, притупляет остроту -борьбы партии, передовых представителей -на шей интеллигенции с врагами народа и их пособниками. Идейная несостоятельность, слабость романа проистекает из отсутствия глу бины, партийной страстности и жизнен ной правдивости -в образе партийного руководителя стройки Николая Журбы. Этот образ очень условен, он усилива ет впечатление от романа, как далёко го подобия живой жизни и правды. Только в середине романа мы узнаём, что Журба — партийный руководитель строительства. До этого он выступает просто как. заместитель начальника строительства Гребенникова, как его весьма беспомощный порученец, как начальник группы путевого строитель ства — и только. Само появление Ж ур бы, как руководителя партийной орга низации, вызывает недоверие. Ведь ес ли бы -не случайная -встреча Журбы с Гребенниковым, то он и не стал бы партийным руководителем стройки, — откуда у него опыт, умение руководить массами? Единственное основание для такого ответственного назначения — его знакомство с Гребенниковым в годы гражданской войны и встреча с ним по-сле десятилетнего перерыва. И что же это з а приятельский подход к вы движению партийных кадров? Меж ду тем известно, с каким -внима нием Центральный Комитет подходил и подходит к подбору -партийных руководителей на стройках, тем бо лее на таком, буквально эпохаль ном строительстве, как создание первого в Сибири гигантского метал лургического комбината. Автор романа будто бы обо всём этом забыл или не знает этого, предоставляя всё стечению случайных обстоятельств. Какова роль и деятельность Журбы на стройке, как партийного руководите ля? Выше уже сказано-, что Журба в первой части романа — только техниче ский помощник и порученец Гребенни кова, занимающийся одним из участков работы, и как партийный организатор и руководитель себя по существу ничем не проявляет. Но и тогда, когда мы узнаём, что Журба—парторг стройки, он выглядит каким-то одиночкой среди неорганизованной, разношерстной мас сы строителей, как её показывает ав тор. Когда Гребенников после года от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2