Сибирские огни, 1950, № 6

кие образы юных героев, на примере которых воспитывается наша моло­ дёжь. Ложная идеализация образов героев детской литературы, принижение роли партии, общественной среды в воспи­ тании детей, глубоко чужды советской детской литературе, ведут к отходу от принципа социалистического реализма. Поэтому преодоление этой опасной тенденции, проявившейся в ряде произ­ ведений, изданных за последние годы, является одним из условий успешного развития литературы для детей. В. СОКОЛОВА. Книга, лишенная амаиного В первой половине 1 9 5 0 года в книжных магазинах и на полках библио­ тек появилась толстая книга в несколь­ ко' экзотичной суперобложке. Сквозь густые ветви мощных деревьев, мрачно заполонивших собой девять десятых всей площади рисунка, робко прогля­ дывают очертания стройки. Красными пунктирными линиями намечен абрис кауперов и поднятых ввысь, не смонти­ рованных ещё ферм какого-то- сооруже­ ния. Книга озаглавлена — «Тайгаетрой». * Хотя суперобложка, принадлежащая кисти художника Н. Соколова-Скаля, и выполнена в условных, далёких от ре­ альной обстановки, приёмах, она тем не менее привлекает глаз читателей своей необычностью. Хотел этого или не хо- тел художник — он верно воспринял существо книги Николая Строковского: роман действительно наполнен множе­ ством сцен и фигур, далёких от жиз­ ненной правды, условных и вызываю­ щих удивление своей незаконченностью и непродуманностью. Тема романа Н. Строковского необы­ чайно важна. События, изображаемые в книге, происходят то в Днепропетров­ ске, то в Москве, то в- алтайской тай­ ге, в Сибири. Профессор Бунчужный и лучшие его помощники по научной деятельности мечтают о создании особой домны, ко­ торая бы производила из титано-магне- титов ванадистые чугуны. Жизнь как бы идёт навстречу мечтам учёного. Боль­ шевистская партия берёт решительный курс на индустриализацию и, осущест­ вляя первый пятилетний план, начинает строительство- крупнейшего металлурги­ ческого комбината в Сибири. В романе нет прямых указаний на то, какое- именно строительство взял автор в ка­ честве, -если можно так сказать, прооб­ раза своей стройки, но по ряду мест не трудно догадаться, что прототипом * Н и к о л а й С т р о к о в е к и й . «Тай • * настрой». Роман. Стр. 543. Изд-во «Советский писатель», 1950 г. строительства явилась стройка Кузнец­ кого металлургического комбината. Ав­ тор сам не раз намекает на это, указы ­ вая, что Тайгаетрой начат одновремен­ но со стройкой Магнитогорского завода, равен ему по масштабам, что Тайга- строй — первенец сибирской металлур­ гии, каким и являлся Кузнецкстрой. Роман Н. Строковского наделён все­ ми приметами той го-рячей строительной поры. Читатель встречает здесь старого большевика — начальника стройки Гре­ бенникова, его друга по гражданской войне Николая Журбу, секретаря край­ кома партии Черепанова, представите­ лей старой технической интеллигенции Бунчужного, Ролик-о-ва и других моло­ дых инженеров Же-mo Столярову, На­ дю Коха-нец, Волощука, Абаканоза и других. Появляется в романе несколько р аз Серго Орджоникидзе, возглавлявший в то время Высший Совет -народного хозяйства. Есть в романе фигуры, ото­ бражающие враждебный лагерь. На протяжении большого числа страниц автор показывает профессора Штрике- ра, активного участника контрреволю­ ционной про-мпартии. В романе дейст­ вуют и иностранные специалисты, часть из которых на стройке пытается осу­ ществить вредительские планы, а часть честно сотрудничает со строителями. Роман Н. Строковского начинаешь читать с большими ожиданиями и на­ деждами. Автор- с первых страниц да­ ёт понять, что тема -его п рои зв ед ен и я - индустриализация страны. Советская литература создала -немало- блестящих произведений, показывающих грандиозную работу большевистской партии, советского народа по- преобра­ зованию страны отсталой и аграрной страну передовую, индустриальную. Уместно напомнить о таких выдаю­ щихся книгах, посвящённых эт-о-й теме, как «Энергия» Ф. Гладкова, «Гидро­ централь» М. Шагинян, «Большой конвейер» М. Ильина, «Соть» JI. Лео­ нова, «Люди из захолустья» А. Ма- лышкина, «Время, вперёд» В. Катае­ ва, четвёртая книга «Бр-усков» Ф. Пан­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2