Сибирские огни, 1950, № 6

нами в сторону рулсьё держите, па то­ варищей не направляйте, не выстрели­ ло бы. Я спросил, сколько ему следует за труды, но он, видимо, не понял на­ смешки, застенчиво развёл руками и сказал: — Д а чего тут, пустяки, возьмите даром » . С. Сартаков неоднократно заявляет о дружбе мальчиков с местным населе­ нием. Так, например, на одной из страниц он пишет: «В Кондратьевой нас, оказывается, тоже ждали. Как и повсюду, здесь обя­ зательная встреча с колхозниками в клу­ бе, Длительная задушевная беседа. По­ том хождение в гости» . Но обо всём этом в книге только упоминается. Нарочитая грубость языка колхозни­ ков (см., например, разговор юных пу­ тешественников с девушками на стр. 92 ) , подчёркнутая бестолковость и ту- поватость большинства взрослых людей, встречающихся на пути мальчиков, при­ водят к тому, что именно! подростки ока­ зываются самыми умными, сообрази­ тельными и культурными из всех персо­ нажей книги. 6 Таким образом, мы видим, что в це­ лом ряде произведений писателей-сиби- ряков, изданных в последние годы, со­ ветские дети показываются неправиль­ но, искусственно идеализируются и .временами даже как бы противопостав­ ляются окружающей их общественной среде. Этот недостаток, разумеется, не оп­ ределяет лица всей литературы, издан­ ной для детей среднего и школьного возраста в областях Сибири. В разбираемом нами сборнике пове­ стей Г’. Пушкарёва мы встречаем про­ изведения, в которых писатель совер­ шенно правильно показывает, как фор­ мируется мировоззрение юношества под влиянием лучших людей старшего поколения. Повесть «Сергей Мохов» посвящена восстанию красноярских рабочих в бур­ ные революционные дни 1 9 0 5 года. Герой книги Сергей Мохов приходит ра­ ботать в красноярские железнодорожные мастерские четырнадцатилетним под­ ростком. О том, как постепенно расши­ р яется кругозор мальчика, как он втя­ гивается в революционное движение ра­ бочих, принимает участие в стачках и демонстрациях и, наконец, попадает в тюрьму вместе с другими участниками разгромленного царским правительством декабрьского восстания красноярских рабочих, и рассказывает Г. Пушкарёв в своём произведении. Автор находит верные штрихи и де­ тали, чтобы показать место своего юного героя в общей борьбе рабочих. Вот Сергей, услышав разговор большевика Суровцева с железнодорожником, тай­ ком пробирается на рабочую сходку и, первым заметив приближение казаков, предупреждает об этом собравшихся. Сергею поручают расклеивать листовки и передавать шифрованные сообщения, его используют в качестве связного и, наконец, вместе с молодым рабочим Ивочкиным посылают в гимназию, пору­ чая привлечь к участию во всеобщей за ­ бастовке именно своих сверстников-гим- назистов. Повесть не лишена недостатков. Так, например, Г. Пушкарёв, желая пока­ зать идейный рост своего героя, упоми­ нает о том, что Сергей читает револю­ ционную литературу, но нигде не гово­ рит о том, что узнаёт мальчик из книг, какие книги он читает. Общи и прими­ тивны зачастую разговоры революционе­ ров, их образы недостаточно индивидуа­ лизированы. Но всё же в повести есть образ партии как силы, руководящей нарастающей революцией и воспитываю­ щей и Сергея Мохова, и поэтому произ­ ведение носит убедительный, реалисти­ ческий характер. И когда в эпилоге чи­ татель вновь встречается с Сергеем уже после Октябрьской социалистической революции,— он верит в то, что герой прочитанной им повести может стать активным строителем социалистического общества. Также правильно показано влияние старших товарищей на рост и формиро­ вание характера подрастающего поколе­ ния в повести В. Мастеренко «Пути- дороги». Наряду с правдивым раскры­ тием мыслей, чувств и стремлений сво­ их героев-подростков, В. Мастеренко создаёт целый ряд запоминающихся об- * разов представителей старшего поколе­ ния. Образы инженера Мефодия Ки­ рилловича Остапенко, председателя колхоза Ольги Николаевны, деда Ку­ ренка — по яркости и выразительности описания не уступают образам основ­ ных персонажей повести — Серёжи Ива­ нова и Володьки Гущина. Эти люди яв­ ляются носителями передового мировоз­ зрения и социалистической морали, и оттого встречи с ними оставляют такой неизгладимый след в душе Серёжи Ива­ нова, помогают ему в выборе единствен­ но правильного пути. ** Детская литература играет огром­ ную роль в коммунистическом воспи­ тании подрастающего поколения. Прав­ диво изображая действительность, обоб­ щая лучшие черты, свойственные нашим людям, советские писатели создали яр-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2