Сибирские огни, 1950, № 6
нами в сторону рулсьё держите, па то варищей не направляйте, не выстрели ло бы. Я спросил, сколько ему следует за труды, но он, видимо, не понял на смешки, застенчиво развёл руками и сказал: — Д а чего тут, пустяки, возьмите даром » . С. Сартаков неоднократно заявляет о дружбе мальчиков с местным населе нием. Так, например, на одной из страниц он пишет: «В Кондратьевой нас, оказывается, тоже ждали. Как и повсюду, здесь обя зательная встреча с колхозниками в клу бе, Длительная задушевная беседа. По том хождение в гости» . Но обо всём этом в книге только упоминается. Нарочитая грубость языка колхозни ков (см., например, разговор юных пу тешественников с девушками на стр. 92 ) , подчёркнутая бестолковость и ту- поватость большинства взрослых людей, встречающихся на пути мальчиков, при водят к тому, что именно! подростки ока зываются самыми умными, сообрази тельными и культурными из всех персо нажей книги. 6 Таким образом, мы видим, что в це лом ряде произведений писателей-сиби- ряков, изданных в последние годы, со ветские дети показываются неправиль но, искусственно идеализируются и .временами даже как бы противопостав ляются окружающей их общественной среде. Этот недостаток, разумеется, не оп ределяет лица всей литературы, издан ной для детей среднего и школьного возраста в областях Сибири. В разбираемом нами сборнике пове стей Г’. Пушкарёва мы встречаем про изведения, в которых писатель совер шенно правильно показывает, как фор мируется мировоззрение юношества под влиянием лучших людей старшего поколения. Повесть «Сергей Мохов» посвящена восстанию красноярских рабочих в бур ные революционные дни 1 9 0 5 года. Герой книги Сергей Мохов приходит ра ботать в красноярские железнодорожные мастерские четырнадцатилетним под ростком. О том, как постепенно расши р яется кругозор мальчика, как он втя гивается в революционное движение ра бочих, принимает участие в стачках и демонстрациях и, наконец, попадает в тюрьму вместе с другими участниками разгромленного царским правительством декабрьского восстания красноярских рабочих, и рассказывает Г. Пушкарёв в своём произведении. Автор находит верные штрихи и де тали, чтобы показать место своего юного героя в общей борьбе рабочих. Вот Сергей, услышав разговор большевика Суровцева с железнодорожником, тай ком пробирается на рабочую сходку и, первым заметив приближение казаков, предупреждает об этом собравшихся. Сергею поручают расклеивать листовки и передавать шифрованные сообщения, его используют в качестве связного и, наконец, вместе с молодым рабочим Ивочкиным посылают в гимназию, пору чая привлечь к участию во всеобщей за бастовке именно своих сверстников-гим- назистов. Повесть не лишена недостатков. Так, например, Г. Пушкарёв, желая пока зать идейный рост своего героя, упоми нает о том, что Сергей читает револю ционную литературу, но нигде не гово рит о том, что узнаёт мальчик из книг, какие книги он читает. Общи и прими тивны зачастую разговоры революционе ров, их образы недостаточно индивидуа лизированы. Но всё же в повести есть образ партии как силы, руководящей нарастающей революцией и воспитываю щей и Сергея Мохова, и поэтому произ ведение носит убедительный, реалисти ческий характер. И когда в эпилоге чи татель вновь встречается с Сергеем уже после Октябрьской социалистической революции,— он верит в то, что герой прочитанной им повести может стать активным строителем социалистического общества. Также правильно показано влияние старших товарищей на рост и формиро вание характера подрастающего поколе ния в повести В. Мастеренко «Пути- дороги». Наряду с правдивым раскры тием мыслей, чувств и стремлений сво их героев-подростков, В. Мастеренко создаёт целый ряд запоминающихся об- * разов представителей старшего поколе ния. Образы инженера Мефодия Ки рилловича Остапенко, председателя колхоза Ольги Николаевны, деда Ку ренка — по яркости и выразительности описания не уступают образам основ ных персонажей повести — Серёжи Ива нова и Володьки Гущина. Эти люди яв ляются носителями передового мировоз зрения и социалистической морали, и оттого встречи с ними оставляют такой неизгладимый след в душе Серёжи Ива нова, помогают ему в выборе единствен но правильного пути. ** Детская литература играет огром ную роль в коммунистическом воспи тании подрастающего поколения. Прав диво изображая действительность, обоб щая лучшие черты, свойственные нашим людям, советские писатели создали яр-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2