Сибирские огни, 1950, № 6

Гавриловна всего один раз появляется на страницах рассказа, чтобы сказать: «Боюсь, что ребята взяли на себя непо­ сильную задачу» . Директор школы Не­ стор Семёнович объявляет выговор ре­ бятам за то, что они организовали зве­ но, не посоветовавшись лично с ним, хотя он ничего не может возразить про­ тив начатого мероприятия. Инициатор создания звена учитель Герасим Алексеевич по существу не является его руководителем, не направ­ ляет его работы. Пассивность учителя особенно проявляется в сцене, в кото­ рой описывается, как ребята заблуди­ лись в степи во время бурана. Герасим Алексеевич, который безусловно отвеча­ ет за ребят, отправившихся на снегоза­ держание, не только допускает, что они остаются в степи до начала снежной бу­ ри, но и не может предложить верного выхода из создавшегося положения, и только благодаря инициативе предприим­ чивого Мити Башилова ребята добирают­ ся до деревни. Если в повестях «Зарево над горо­ дом» и «Пётр Иванович-младший» имеется явная идеализация образов юных героев, приписывание детям ка­ честв и поступков, не свойственных их возрасту, то в рассказе «Дневник Ли­ ны Алфеевой» мы видим ещё более серьёзные ошибки — отрыв школы и учащихся от жизни окружающей их сре­ ды и даже противопоставление ей. 5 Ошибки, допущенные Г. Пушкарё- вым, имеют место и в некоторых других книгах, изданных за последние годы в Сибири. Так, О. Хавкин в . своей повести «Всегда вместе» поручает юным геро- ям-школьникам найти во время летнего геологического похода киноварь, кото­ рую не могли разыскать партии геоло- гов-профессионалов. Юные партизаны в повести Агнии Кузнецовой «Чёртова дюжина» показаны как герои-одиночки, молниеносно преодолевающие все труд­ ности и препятствия и также оказываю­ щиеся умнее и предприимчивее взрос­ лых. Не лишена недостатков и приключен­ ческая повесть Сергея Сартакова «По Чунским порогам» , опубликованная в 1 9 5 0 году Новосибирским издатель­ ством в книге «На речных просторах». К. Немира и И. Сотников в цитиро­ ванной выше статье оценили повесть С. Сартакова безоговорочно положитель­ но: «Простое, без выдумок и прикрас, изображение величественной природы, описание будничных приключений, свя­ занных с путешествием в лодке,— всё это вызывает живой интерес у юного читателя. В нём просыпается желание самому совершить подобное путеше­ ствие, исследовать и уточнить на карте многочисленные речки-притоки великих сибирских р е к » . Но в задачу юных краеведов входит не только знакомство с природными ус­ ловиями изучаемой местности, но и е е экономикой, бытом и культурой местно­ го населения. Между тем эта цель поч­ ти не стоит перед юными путешествен­ никами в повести Сергея Сартакова. Нельзя сказать, чтобы в рассказе о> путешествии двух школьников по при­ току Енисея реке Чуне совсем не пока­ зано общение мальчиков с окружающей средой. Старики, встретившиеся ребятам г, деревне Ганькиной, рассказывают им о жизни на Чуне в прошлом. Председа­ тель Выдринского сельсовета ведёт их в «молоканку» и рассказывает про луч­ шую доярку колхоза Варю, которая ве­ никами отбила у волков телёнка. После посещения Мироновского колхоза ребя­ та высчитывают, что на каждый колхоз­ ный двор приходится по две с полови­ ной лошади, вспоминая при этом рас­ сказ Г. Успенского. Но все эти эпизоды занимают не больше трёх из ста тридцати страниц книги! В повести нет ни одного образа лю­ дей новой социалистической деревни, который бы запечатлелся в памяти как героев книги Сергея Сартакова, так и её читателей. Зато большое внимание уделяется случайным встречам юных путешественников. При этом большин­ ство людей, встречающихся на пути ре­ бят, выглядят чудаковатыми, оглуплён­ ными. Таков приёмщик заготпункта, рыбак, люди из артели «Обозстрои- тель» , колхозный кузнец и другие. Вот одна из сцен, типичных для по­ вести С. Сартакова: «Кузнец изъявил горячее желание помочь в беде и пообещал в пять ми­ нут всё наладить. Взял ружьё, завернул, ложе в тисы — бедное, оно так и хруст­ нуло,'— схватил клещи и в мгновение- ока начисто оторвал головку у винта. — Эх, мать честная — курица мяс­ ная ,— вздохнул он, вынимая оружие из- тисов,— видно, винтик крепко приржа­ вел, теперь мне уж ничего не сделать,, таких маленьких метчиков нет у меня. Опростоволосился, выходит. Вишь, все- машины колхозу к уборочной, лучш е не быть, наладил, в комбайне и то разо­ брался, а тут пронёс очка. — Да, но как же быть,—- взмолился я ,— смотрите, теперь и из левого ство­ ла стрелять нельзя, ложе болтается. — А это не страшно, это в наших ру­ ках, я его сейчас прикручу проволокой. И прикрутил. Но так, что отказался действовать предохранитель. ' — Это ничего,-— ободрил меня куз­ нец,— только на всякий случай стзоли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2