Сибирские огни, 1950, № 6
Гавриловна всего один раз появляется на страницах рассказа, чтобы сказать: «Боюсь, что ребята взяли на себя непо сильную задачу» . Директор школы Не стор Семёнович объявляет выговор ре бятам за то, что они организовали зве но, не посоветовавшись лично с ним, хотя он ничего не может возразить про тив начатого мероприятия. Инициатор создания звена учитель Герасим Алексеевич по существу не является его руководителем, не направ ляет его работы. Пассивность учителя особенно проявляется в сцене, в кото рой описывается, как ребята заблуди лись в степи во время бурана. Герасим Алексеевич, который безусловно отвеча ет за ребят, отправившихся на снегоза держание, не только допускает, что они остаются в степи до начала снежной бу ри, но и не может предложить верного выхода из создавшегося положения, и только благодаря инициативе предприим чивого Мити Башилова ребята добирают ся до деревни. Если в повестях «Зарево над горо дом» и «Пётр Иванович-младший» имеется явная идеализация образов юных героев, приписывание детям ка честв и поступков, не свойственных их возрасту, то в рассказе «Дневник Ли ны Алфеевой» мы видим ещё более серьёзные ошибки — отрыв школы и учащихся от жизни окружающей их сре ды и даже противопоставление ей. 5 Ошибки, допущенные Г. Пушкарё- вым, имеют место и в некоторых других книгах, изданных за последние годы в Сибири. Так, О. Хавкин в . своей повести «Всегда вместе» поручает юным геро- ям-школьникам найти во время летнего геологического похода киноварь, кото рую не могли разыскать партии геоло- гов-профессионалов. Юные партизаны в повести Агнии Кузнецовой «Чёртова дюжина» показаны как герои-одиночки, молниеносно преодолевающие все труд ности и препятствия и также оказываю щиеся умнее и предприимчивее взрос лых. Не лишена недостатков и приключен ческая повесть Сергея Сартакова «По Чунским порогам» , опубликованная в 1 9 5 0 году Новосибирским издатель ством в книге «На речных просторах». К. Немира и И. Сотников в цитиро ванной выше статье оценили повесть С. Сартакова безоговорочно положитель но: «Простое, без выдумок и прикрас, изображение величественной природы, описание будничных приключений, свя занных с путешествием в лодке,— всё это вызывает живой интерес у юного читателя. В нём просыпается желание самому совершить подобное путеше ствие, исследовать и уточнить на карте многочисленные речки-притоки великих сибирских р е к » . Но в задачу юных краеведов входит не только знакомство с природными ус ловиями изучаемой местности, но и е е экономикой, бытом и культурой местно го населения. Между тем эта цель поч ти не стоит перед юными путешествен никами в повести Сергея Сартакова. Нельзя сказать, чтобы в рассказе о> путешествии двух школьников по при току Енисея реке Чуне совсем не пока зано общение мальчиков с окружающей средой. Старики, встретившиеся ребятам г, деревне Ганькиной, рассказывают им о жизни на Чуне в прошлом. Председа тель Выдринского сельсовета ведёт их в «молоканку» и рассказывает про луч шую доярку колхоза Варю, которая ве никами отбила у волков телёнка. После посещения Мироновского колхоза ребя та высчитывают, что на каждый колхоз ный двор приходится по две с полови ной лошади, вспоминая при этом рас сказ Г. Успенского. Но все эти эпизоды занимают не больше трёх из ста тридцати страниц книги! В повести нет ни одного образа лю дей новой социалистической деревни, который бы запечатлелся в памяти как героев книги Сергея Сартакова, так и её читателей. Зато большое внимание уделяется случайным встречам юных путешественников. При этом большин ство людей, встречающихся на пути ре бят, выглядят чудаковатыми, оглуплён ными. Таков приёмщик заготпункта, рыбак, люди из артели «Обозстрои- тель» , колхозный кузнец и другие. Вот одна из сцен, типичных для по вести С. Сартакова: «Кузнец изъявил горячее желание помочь в беде и пообещал в пять ми нут всё наладить. Взял ружьё, завернул, ложе в тисы — бедное, оно так и хруст нуло,'— схватил клещи и в мгновение- ока начисто оторвал головку у винта. — Эх, мать честная — курица мяс ная ,— вздохнул он, вынимая оружие из- тисов,— видно, винтик крепко приржа вел, теперь мне уж ничего не сделать,, таких маленьких метчиков нет у меня. Опростоволосился, выходит. Вишь, все- машины колхозу к уборочной, лучш е не быть, наладил, в комбайне и то разо брался, а тут пронёс очка. — Да, но как же быть,—- взмолился я ,— смотрите, теперь и из левого ство ла стрелять нельзя, ложе болтается. — А это не страшно, это в наших ру ках, я его сейчас прикручу проволокой. И прикрутил. Но так, что отказался действовать предохранитель. ' — Это ничего,-— ободрил меня куз нец,— только на всякий случай стзоли-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2