Сибирские огни, 1950, № 6

ставитель заводоуправления. И тут Пётр Ивано'вич-младший вновь оказал- ся умней и дальновиднее своих старших ,товарищей: — Очень уж вы хлопаете мне много, — сказал он в своём заключительном слове.— А только это неверно. Хлопать надо всем ребятам сразу. Наш цех пе­ редовой, так и в приказе указано. Зна ­ чит не я один, а все они... В повести «Пётр Иванович-млад- ший» много хорошего. Верно передана атмосфера самоотверженного труда рабочих в годы Великой Отечествен­ ной войны, их стремление всеми сила­ ми помочь фронту. Реалистически пока­ заны трудности, которые приходится преодолевать подросткам, — работа без выходных дней, холод в общежитии и т. д. Убедительно раскрыта дружба между двумя Петрами Ивановичами - - старшим и младшим, символизирующая дружбу и сотрудничество двух поколе­ ний рабочих — старых кадровых проле­ тариев V воспитанников школ трудовых резервов, из «списочного состава», превращающихся в полноценных произ­ водственников. Однако то, что главный герой повести — Пётр Самойлов — и з­ лишне идеализирован, вплоть до того, что его, пятяадцатилетнего подростка, назначают начальником цеха — значи­ тельно снижает ценность книги. 4 В рассказе Г. Пушкарёва «Из днев­ ника Лины А лф еевой» , опубликован­ ном в сборнике «Два Петра Иванови­ ча» , главным героем является ЗЮМВУ — звено юных мастеров высокого уро­ жая. Автор поставил перед собой инте­ ресную задачу — показать работу юных натуралистов, их борьбу за переделку природы. Однако в раскрытии этой важной темы Г. Пушкарёв допустил значитель­ ные и принципиальные ошибки. Дей­ ствие в рассказе развёртывается в пос­ левоенные годы, когда был опубликован ряд постановлений партии и прави­ тельства по вопросам сельского хозяй­ ства, разработан сталинский план пре­ образования природы. И вот в те годы, когда тысячи колхозников награждались орденами и званиями Героев Социали­ стического Труда за получение высоких урожаев на основе ‘внедрения передовой агротехники. Г. Пушкарёв показывает нам колхозную деревню, стоящую вне этой грандиозной борьбы советского' на­ рода. В рассказе «Из дневника Лины Ал­ феевой» только звено, организованное школьниками, борется за внедрение аг­ ротехники. Стремление ребят, объеди­ нившихся в звене, вызывает недоверие со стороны товарищей и взрослых. Им отказываются выделить участок земли, дать семена. Уже в первые дни работы звена вы­ ходит школьная стенная газета со статьёй, озаглавленной: «Наделала си­ ница шуму, а моря не зажгла!», в кото­ рой товарищи по учёбе заранее берут под сомнение самую затею ребят. Весьма неприветливо встречает юных натуралистов и председатель колхоза «Сеятель» Свиридов: «— Это, значит, землю вам дай, се­ мян отпусти, машины для посева, для уборки выдели, а кто убытки списывать станет? Вам бы стыдно по таким пустя­ кам приходить сюда...» — обращается он к преподавателю биологии, руково­ дившему юными мичуринцами. Председатель колхоза им. Ленина Кислицын, выделив под давлением сель­ совета для юных натуралистов участок самой бросовой земли, тоже сомневает­ ся в успехе начатого дела: «Земли —- её много — не жалко ,— говорит он пред­ седателю сельсовета,— ещё могу пере­ дать сколько хочешь, а семена? Кто за семена отвечать будет?.. А если это впу­ стую? А если мы семена выбросим и не соберём даже того, что дали, тогда как? Ты же меня по головке не погла­ дишь. ..» Так, в атмосфере полного недоверия начинают юные натуралисты свою ра­ боту. Но вот они добиваются блестящих результатов — на опытном участке со­ бирают по 2 5 центнеров с гектара против 11 центнеров, собранных с ос­ тальных колхозных полей, и все окру­ жающие начинают неумеренно востор­ гаться успехами школьников: «Сколько лет живу в степи, а такой благодати не видывал. Колдуны вы, что ли?» — говорит Лине старый колхозник Хрисаиф Васильевич. На участок юмов- цев приходят и директор школы, и кор­ респондент газеты, а на вечере, посвя­ щённом итогам работы звена юных ма­ стеров высоких урожаев, председатель сельсовета заявляет: «Эти ребята до­ казали нам, что нет плохой земли, а есть плохие хозяева. Раньше говорили, что яйца курицу не учат, а вот полу­ чается — учат ... Нам надо учиться у ре­ бят... Они заставляют нас подумать о многом, а весною изменить кое-какие методы ухода за полями». Таким образом, Г. Пушкарёв, желая в наиболее выгодном свете отобразить начинания юных натуралистов, неволь­ но принижает окружающую их среду. Показывая своих героев — Лину Ал­ фееву, Митю Башилова, Катю Рыбало- ву и других юмовцев волевыми, энергич­ ными, преданными своему делу, писа­ тель в образах взрослых подчёркивает преимущественно отрицательные черты. Консервативностью отличаются не только председатели колхозов, но и учителя школы. «Историчка» Мария

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2