Сибирские огни, 1950, № 6
ставитель заводоуправления. И тут Пётр Ивано'вич-младший вновь оказал- ся умней и дальновиднее своих старших ,товарищей: — Очень уж вы хлопаете мне много, — сказал он в своём заключительном слове.— А только это неверно. Хлопать надо всем ребятам сразу. Наш цех пе редовой, так и в приказе указано. Зна чит не я один, а все они... В повести «Пётр Иванович-млад- ший» много хорошего. Верно передана атмосфера самоотверженного труда рабочих в годы Великой Отечествен ной войны, их стремление всеми сила ми помочь фронту. Реалистически пока заны трудности, которые приходится преодолевать подросткам, — работа без выходных дней, холод в общежитии и т. д. Убедительно раскрыта дружба между двумя Петрами Ивановичами - - старшим и младшим, символизирующая дружбу и сотрудничество двух поколе ний рабочих — старых кадровых проле тариев V воспитанников школ трудовых резервов, из «списочного состава», превращающихся в полноценных произ водственников. Однако то, что главный герой повести — Пётр Самойлов — и з лишне идеализирован, вплоть до того, что его, пятяадцатилетнего подростка, назначают начальником цеха — значи тельно снижает ценность книги. 4 В рассказе Г. Пушкарёва «Из днев ника Лины А лф еевой» , опубликован ном в сборнике «Два Петра Иванови ча» , главным героем является ЗЮМВУ — звено юных мастеров высокого уро жая. Автор поставил перед собой инте ресную задачу — показать работу юных натуралистов, их борьбу за переделку природы. Однако в раскрытии этой важной темы Г. Пушкарёв допустил значитель ные и принципиальные ошибки. Дей ствие в рассказе развёртывается в пос левоенные годы, когда был опубликован ряд постановлений партии и прави тельства по вопросам сельского хозяй ства, разработан сталинский план пре образования природы. И вот в те годы, когда тысячи колхозников награждались орденами и званиями Героев Социали стического Труда за получение высоких урожаев на основе ‘внедрения передовой агротехники. Г. Пушкарёв показывает нам колхозную деревню, стоящую вне этой грандиозной борьбы советского' на рода. В рассказе «Из дневника Лины Ал феевой» только звено, организованное школьниками, борется за внедрение аг ротехники. Стремление ребят, объеди нившихся в звене, вызывает недоверие со стороны товарищей и взрослых. Им отказываются выделить участок земли, дать семена. Уже в первые дни работы звена вы ходит школьная стенная газета со статьёй, озаглавленной: «Наделала си ница шуму, а моря не зажгла!», в кото рой товарищи по учёбе заранее берут под сомнение самую затею ребят. Весьма неприветливо встречает юных натуралистов и председатель колхоза «Сеятель» Свиридов: «— Это, значит, землю вам дай, се мян отпусти, машины для посева, для уборки выдели, а кто убытки списывать станет? Вам бы стыдно по таким пустя кам приходить сюда...» — обращается он к преподавателю биологии, руково дившему юными мичуринцами. Председатель колхоза им. Ленина Кислицын, выделив под давлением сель совета для юных натуралистов участок самой бросовой земли, тоже сомневает ся в успехе начатого дела: «Земли —- её много — не жалко ,— говорит он пред седателю сельсовета,— ещё могу пере дать сколько хочешь, а семена? Кто за семена отвечать будет?.. А если это впу стую? А если мы семена выбросим и не соберём даже того, что дали, тогда как? Ты же меня по головке не погла дишь. ..» Так, в атмосфере полного недоверия начинают юные натуралисты свою ра боту. Но вот они добиваются блестящих результатов — на опытном участке со бирают по 2 5 центнеров с гектара против 11 центнеров, собранных с ос тальных колхозных полей, и все окру жающие начинают неумеренно востор гаться успехами школьников: «Сколько лет живу в степи, а такой благодати не видывал. Колдуны вы, что ли?» — говорит Лине старый колхозник Хрисаиф Васильевич. На участок юмов- цев приходят и директор школы, и кор респондент газеты, а на вечере, посвя щённом итогам работы звена юных ма стеров высоких урожаев, председатель сельсовета заявляет: «Эти ребята до казали нам, что нет плохой земли, а есть плохие хозяева. Раньше говорили, что яйца курицу не учат, а вот полу чается — учат ... Нам надо учиться у ре бят... Они заставляют нас подумать о многом, а весною изменить кое-какие методы ухода за полями». Таким образом, Г. Пушкарёв, желая в наиболее выгодном свете отобразить начинания юных натуралистов, неволь но принижает окружающую их среду. Показывая своих героев — Лину Ал фееву, Митю Башилова, Катю Рыбало- ву и других юмовцев волевыми, энергич ными, преданными своему делу, писа тель в образах взрослых подчёркивает преимущественно отрицательные черты. Консервативностью отличаются не только председатели колхозов, но и учителя школы. «Историчка» Мария
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2