Сибирские огни, 1950, № 6
ряда, но обилие героических поступков Лёни часто заставляет сомневаться в достоверности описываемого. Наиболее неубедителен в повести рассказ о партизанском отряде Алёши Добрыдень, состоящем из подростков. Если кажется достоверным, что ре бята собирают разбрасываемые совет скими самолётами листовки и раздают их крестьянам, что они восстанавливают радиоприёмник и слушают сводки ин формбюро, то сцена боя ребят с немца ми производит впечатление явно не правдоподобной. «Несколько гранат взорвалось возле первых машин. Колонна остановилась. Повыскакивали из кабин шофёры, заме тались по дороге солдаты, не понимая, откуда стреляют в них. Костром горели подожжённые взрывом машины, осве щ ая дорогу, по которой бежали немцы, крича во всю глотку: — Партизанен, партизанен! Пули косили их. Поляна быстро опу стела. Юные партизаны вышли на доро гу. На снегу валялись трупы немцев. Стонали раненые». Отряд действует совершенно само стоятельно, вне всякой связи с другими партизанскими отрядами. Такие эпизо- .цы не определяют лицо повести в це лом, но свидетельствуют, что писатель временами идеализирует своих героев. 3 К. Немнра и И. Сотников в статье «Детская литература в Сибири» («Си бирские огни» № 2 за 1 9 5 0 г.), давая высокую оценку повести Г. Пушкарёва «Пётр Иванович-младший», правильно отмечают, «что в этом, одном из самых удачных произведений Г. Пушкарёва есть существенные недостатки. Читате ли с недоверием отнесутся к быстрому, ничем не оправданному назначению 15—16-летнего подростка, имеющего пять классов образования и работающе го по третьему разряду, начальником крупного деревообделочного цеха заво да. И хотя в цехе в основном работает молодёжь, руководство им не могло быть доверено мальчику-подростку, не имеющему достаточно технических зна ний, каким бы способным и талантли вым стахановцем он себя ни проявил. Здесь автор явно отступил от правды жизни» . Признавая претензии, предъявленные критиками к повести Г. Пушкарёва, со вершенно справедливыми, хочется от метить. что её ошибочный финал от нюдь не случаен. «Быстрое и неоправ данное», как считают К. Немира и И. Сотников, назначение подростка на чальником деревообделочного цеха вы текает из трактовки образа Петра Ива- новича-младшего на протяжении всей 10, «Сибирские огни» № 6. повести. Г. Пушкарёв явно- идеализиру ет своего героя. Юноша, по существу ещё подросток, Пётр Самойлов, с пер вой же страницы повести по своему уму, находчивости и одарённости превосхо дит не только сверстников, но и стар ших товарищей. Только Пётр Самойлов единственный догадывается укрепить по строенные в общежитии койки рейка ми и получает за это благодарность ди ректора. Лишь он находит способ обра ботать на неприспособленных стан ках важную для выполнения фронтово го заказа деталь. Самойлов первым поднимает вопрос о необходимости раз вернуть комсомольскую работу среди эвакуированных ребят, настаивает на организации комсомольско-молодёжных бригад в деревообделочном цехе, вы ступает инициатором рациональной рас становки рабочей силы внутри бригады, и под его руководством бригада зани мает первое место в цехе. Г. Пушкарёв пишет: «Впереди всех шла всегда бригада Петра Самойлова». Поэтому никто в цехе даже не осмели вался соревноваться с передовиками, а когда бригада Петра Ивановича-младше- го заключила договор на соревнование с лучшей бригадой сборочного цеха, те быстро признали себя побеждёнными. «Как хочешь,— говорил бригадир сборщиков Андреев секретарю комитета комсомола,— но по совести скажу,— работали мы хорошо, прямо сказать — здорово, а догнать его не можем. Дело даже не в том, что у него 2 0 8—209% выработки. При известных условиях мы бы могли этого тоже добиться, но у не го такие рационализаторские таланты, что нам остаётся только развести ру ками» . Подростка Петра Самойлова на про тяжении всего произведения непрерыв но хвалят в глаза и за глаза в самых неумеренных выражениях. Директор ремесленного училища неоднократно го ворит о Самойлове: «Молодец ваш Пётр Иванович. Хитрый, острый пар нишка» . — Молодой... А толк из тебя вый дет,— восхищается директор завода. — Есть у шельмеца хорошая хват ка, толк из него выйдет,— говорит вско ре после знакомства с Самойловым ста рый мастер Чугунов. — Козявка такая. От земли три вершка, а как размышляет! Откуда в тебе накопилось столько этих мудро стей,— продолжает удивляться мастер. — Шкет, а смотри какой! И ребята все у него, как он сам,— говорит секре тарь комитета комсомола. А когда Петра Самойлова премирова ли за стахановскую работу, в зале «вдруг поднялись такие аплодисменты, что на время прекратилось заседание». — Видал, как тебя чествуют,— ука зал Самойлову на аплодирующих пред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2