Сибирские огни, 1950, № 6

Справедливой критике в партийной печати был подвергнут роман «Моло­ дая гвардия» А. Фадеева и особенно инсценировки, сделанные по нему. Га­ зета «Культура и жизнь» писала: «Автор сумел придать большую силу .образам своих героев, имена которых дыне окружены ореолом славы и стали легендарными. В разработке образов людей старшего поколения он удачи не достиг. ... образы болыпевиков-подполыциков не приобрели в романе подлинной ти­ пичности и не достигли той высокой ..степени художественного обобщения, на которую автор поднял «молодогвардей­ цев». (Газета «Культура и жизнь» от 30 /X I -1947 г.). Это привело к тому, что, как указы­ вала газета «Правда», «из романа вы­ пало самое главное, что характеризует .жизнь, рост, работу комсомола,— это руководящая, воспитательная роль пар­ тии, партийной организации. ...Но возможно ли, не греша против действительности, против правды исто­ рической и, стало быть, художествен­ ной, показать полностью комсомольскую ..организацию в отрыве от партийной. Нет, это невозможно. Такой пробел не­ избежно поведёт к ошибкам. Так и слу­ чилось с романом Фадеева» («Правда» .от 3 /X II-19 4 7 г.). Ошибки такого рода продолжают повторяться в советской литературе, оссх- •.бенно в книгах, адресованных юным чи- ■гателям. В каких формах они проявля­ ются в современной детской литературе, -нам хочется проследить на примере про­ изведений, изданных за последние годы газ Сибири. 2 Один из старейших сибирских писа- -хелей Глеб Пушкарёв более четверти ве­ ка пишет для детей и юношества. Из­ данные Новсибгизом в 1 9 4 9 году две книги Г. Пушкарёва: «Повести» и -сборник рассказов под общим названи­ ем «Два Петра Ивановича», в которые .включены лучшие произведения писате- .ля, созданные в период с 19 25 по 1 9 4 8 г., являются итогом его много­ летней творческой работы. Широка и многогранна тематика /произведений Г. Пушкарёва. Писатель рассказывает своим читателям и о рево­ люционном прошлом Сибири, и о пер­ вых годах советской власти, и о борьбе «с немецкими оккупантами на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу /врага, о советских школьниках и моло­ ды х рабочих, вставших к станкам в -грудные военные годы. И в подавляю- ацем большинстве его произведений ге­ роями являются дети: пионеры и школь­ ники, юные партизаны и молодые ра­ бочие. Каким же встаёт со страниц произве­ дений Г. Пушкарёва его юный герой? Повесть «Зарево над городом» была написана Г. Пушкарёвым в 1 9 4 4—45 годах после посещения им освобождён­ ного от немецкой оккупации Воронежа. Богатый материал, собранный автором, делает произведение познавательно ин­ тересным; написана повесть живо и ув­ лекательно, но временами чувство худо­ жественной правды изменяет автору, и происходит это прежде всего при рас­ крытии образов основных героев книги. В повести «Зарево над городом» Г. Пушкарёв показывает, как при виде зверств и насилий фашистских захват­ чиков советские дети становятся в ряды борцов за свободу и независимость своей Родины. Идейный замысел книги автор раскрывает на судьбе трёх своих героев — Димы Круглова, Лёни Фёдоро­ ва и Шуры Чернышёва. Эти мальчики, сдружившиеся во время совместной ра­ боты в Доме пионеров, почти каждый день встречались в укромном уголке парка, названном «Павильоном трёх друзей». Здесь они вместе мечтали о дальних путешествиях, отсюда уходили за ягодами и грибами. Когда начинается война, в каждом из ребят растёт чувство протеста против захватчиков, но проявляется оно по- разному. Если Лёня начинает активно действовать уже с первых месяцев ок­ купации, то его друзья — Шура и осо­ бенно Дима в течение длительного вре­ мени пассивно наблюдают страшные картины фашистских зверств, прежде чем решаются бежать из неволи. А так как Г. Пушкарёв совершенно не рас­ крывает ни особенностей психологиче­ ского склада каждого из подростков — про Лёню лишь говорится, что он «книжник» и любит рассказывать то­ варищам страшные истории — ни разли­ чия условий, в которых они воспитыва­ лись, то становится непонятным, поче­ му такими различными путями идут мальчики. Писателю изменяет чувство художе­ ственной правды и тогда, когда он за­ ставляет Лёню совершать слишком мно­ го героических поступков: мальчик спа­ сает от гибели осиротевшую девочку- еврейку, помогает эвакуировать завод, работает в подпольных мастерских, из­ готовлявших взрывчатку, неоднократно ходит в качестве разведчика в оккупи­ рованный немцами город, вступает в партизанский истребительный отряд. Автор не противопоставляет Лёню Фёдорова его старшим товарищам — мальчик всё время действует под руко­ водством оставленного в подполье большевика Козловского, а затем Бах­ тина — руководителя партизанского от­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2