Сибирские огни, 1950, № 6
Справедливой критике в партийной печати был подвергнут роман «Моло дая гвардия» А. Фадеева и особенно инсценировки, сделанные по нему. Га зета «Культура и жизнь» писала: «Автор сумел придать большую силу .образам своих героев, имена которых дыне окружены ореолом славы и стали легендарными. В разработке образов людей старшего поколения он удачи не достиг. ... образы болыпевиков-подполыциков не приобрели в романе подлинной ти пичности и не достигли той высокой ..степени художественного обобщения, на которую автор поднял «молодогвардей цев». (Газета «Культура и жизнь» от 30 /X I -1947 г.). Это привело к тому, что, как указы вала газета «Правда», «из романа вы пало самое главное, что характеризует .жизнь, рост, работу комсомола,— это руководящая, воспитательная роль пар тии, партийной организации. ...Но возможно ли, не греша против действительности, против правды исто рической и, стало быть, художествен ной, показать полностью комсомольскую ..организацию в отрыве от партийной. Нет, это невозможно. Такой пробел не избежно поведёт к ошибкам. Так и слу чилось с романом Фадеева» («Правда» .от 3 /X II-19 4 7 г.). Ошибки такого рода продолжают повторяться в советской литературе, оссх- •.бенно в книгах, адресованных юным чи- ■гателям. В каких формах они проявля ются в современной детской литературе, -нам хочется проследить на примере про изведений, изданных за последние годы газ Сибири. 2 Один из старейших сибирских писа- -хелей Глеб Пушкарёв более четверти ве ка пишет для детей и юношества. Из данные Новсибгизом в 1 9 4 9 году две книги Г. Пушкарёва: «Повести» и -сборник рассказов под общим названи ем «Два Петра Ивановича», в которые .включены лучшие произведения писате- .ля, созданные в период с 19 25 по 1 9 4 8 г., являются итогом его много летней творческой работы. Широка и многогранна тематика /произведений Г. Пушкарёва. Писатель рассказывает своим читателям и о рево люционном прошлом Сибири, и о пер вых годах советской власти, и о борьбе «с немецкими оккупантами на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу /врага, о советских школьниках и моло ды х рабочих, вставших к станкам в -грудные военные годы. И в подавляю- ацем большинстве его произведений ге роями являются дети: пионеры и школь ники, юные партизаны и молодые ра бочие. Каким же встаёт со страниц произве дений Г. Пушкарёва его юный герой? Повесть «Зарево над городом» была написана Г. Пушкарёвым в 1 9 4 4—45 годах после посещения им освобождён ного от немецкой оккупации Воронежа. Богатый материал, собранный автором, делает произведение познавательно ин тересным; написана повесть живо и ув лекательно, но временами чувство худо жественной правды изменяет автору, и происходит это прежде всего при рас крытии образов основных героев книги. В повести «Зарево над городом» Г. Пушкарёв показывает, как при виде зверств и насилий фашистских захват чиков советские дети становятся в ряды борцов за свободу и независимость своей Родины. Идейный замысел книги автор раскрывает на судьбе трёх своих героев — Димы Круглова, Лёни Фёдоро ва и Шуры Чернышёва. Эти мальчики, сдружившиеся во время совместной ра боты в Доме пионеров, почти каждый день встречались в укромном уголке парка, названном «Павильоном трёх друзей». Здесь они вместе мечтали о дальних путешествиях, отсюда уходили за ягодами и грибами. Когда начинается война, в каждом из ребят растёт чувство протеста против захватчиков, но проявляется оно по- разному. Если Лёня начинает активно действовать уже с первых месяцев ок купации, то его друзья — Шура и осо бенно Дима в течение длительного вре мени пассивно наблюдают страшные картины фашистских зверств, прежде чем решаются бежать из неволи. А так как Г. Пушкарёв совершенно не рас крывает ни особенностей психологиче ского склада каждого из подростков — про Лёню лишь говорится, что он «книжник» и любит рассказывать то варищам страшные истории — ни разли чия условий, в которых они воспитыва лись, то становится непонятным, поче му такими различными путями идут мальчики. Писателю изменяет чувство художе ственной правды и тогда, когда он за ставляет Лёню совершать слишком мно го героических поступков: мальчик спа сает от гибели осиротевшую девочку- еврейку, помогает эвакуировать завод, работает в подпольных мастерских, из готовлявших взрывчатку, неоднократно ходит в качестве разведчика в оккупи рованный немцами город, вступает в партизанский истребительный отряд. Автор не противопоставляет Лёню Фёдорова его старшим товарищам — мальчик всё время действует под руко водством оставленного в подполье большевика Козловского, а затем Бах тина — руководителя партизанского от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2