Сибирские огни, 1950, № 6

К р и т и к а и б и б л Заметки о г ер о е детской литературы 1 Одной из особенностей советской ху­ дожественной литературы, самой пере­ довой и идейной литературы в мире, во­ оружённой методом социалистического реализма, является умение глубоко и разносторонне показать образ нашего современника, активного строителя коммунизма, беззаветно преданного своей Родине, партии Ленина—Сталина. Образ положительного героя стал центральным в произведениях совет­ ских писателей, написанных на совре­ менную тему, и в этом заключается ог­ ромная идейная сила советской литера­ туры, её роль в коммунистическом вос­ питании трудящихся и, особенно, под­ растающего поколения. Рисуя и выдающихся людей нашего времени, и скромных рядовых труже­ ников, наша литература всегда показы­ вала своего героя как члена единого творческого коллектива, поддерживае­ мого массами и выражающего лучшие мысли и чаяния масс. Воодушевлённость идеями коммуниз- . ма, стойкость и непреклонность в борь­ бе,. умение подчинить свои личные ин­ тересы общественным •— сделали люби­ мыми героями советских читателей Павку Корчагина и Алексея Мересье- ва, Лизу Чайкину и молодогвардей­ цев из романа Александра Фадеева. Особое место в решении задачи, по­ ставленной перед советскими писателя­ ми товарищем Ждановым,— помочь на­ роду, государству, партии воспитать нашу молодёжь бодрой, верящей в свои силы, не боящейся никаких трудностей, — принадлежит советской детской лите­ ратуре. Героями большинства произведений, адресованных юным читателям, являют­ ся их сверстники — дети и подростки, на примере которых учатся миллионы маленьких граждан Советской страны. Лучшие черты, присущие советским де­ тям, нашли своё отражение в целом ряде произведений, созданных за по­ следние годы. Молодые рабочие в удо­ стоенных Сталинских премий повестях Василенко и Ликстанова, колхозные ре­ бята в «Стожарах» Мусатова, «Сын полка» Валентина Катаева, школьники в повестях Прилежаевой, Воронковой, Осеевой и многие другие персонажи; детской литературы написаны ярко, убедительно и правдиво. Создавая образы юных героев, со­ ветские писатели показывают в своих книгах, как влияют на формирование характера и мировоззрения юношества наша партия, советская общественность,, школа, представители старшего поколе­ ния. Однако среди произведений детской-' литературы есть и такие книги, в кото­ рых образы советских детей и юношей. рисуются неправильно, жизнь и работа их показывается часто в отрыве o r жизни и работы старших товарищей. Стремясь показать своих героев в наи­ более выгодном свете, отдельные писа­ тели поручают детям решать явно не­ посильные для них задачи, делают их умнее, предприимчивее, дальновиднее- старших товарищей. Взрослые в неко­ торых произведениях детской литерату­ ры являются лишь эпизодическими: персонажами, и их образы значительно- уступают по силе и яркости изображе­ ния образам детей и подростков. Всё это невольно приводит к прини­ жению роли общественной среды в вос­ питании молодёжи, а иногда и к совер­ шенно неправомерному противопоставле­ нию юношества всему советскому наро­ ду, партии, как руководящей силе на­ шего общества. Партия неоднократно указывала на. ошибки такого рода даже в лучших про­ изведениях советской литературы. О- «некоторых остатках комсомольского* авангардизма» в произведениях Алек­ сандра Безыменского «Выстрел» и «День нашей жизни» писал товарищ. Сталин в своём письме к автору. «Чи­ тая эти произведения, неискушённому' читателю может показаться, что не пар­ тия исправляет ошибки молодёжи, а на­ оборот» , *— указывал он. * И. С т а л и н . Сочинения. Том. XII, стр. 200.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2