Сибирские огни, 1950, № 6
К р и т и к а и б и б л Заметки о г ер о е детской литературы 1 Одной из особенностей советской ху дожественной литературы, самой пере довой и идейной литературы в мире, во оружённой методом социалистического реализма, является умение глубоко и разносторонне показать образ нашего современника, активного строителя коммунизма, беззаветно преданного своей Родине, партии Ленина—Сталина. Образ положительного героя стал центральным в произведениях совет ских писателей, написанных на совре менную тему, и в этом заключается ог ромная идейная сила советской литера туры, её роль в коммунистическом вос питании трудящихся и, особенно, под растающего поколения. Рисуя и выдающихся людей нашего времени, и скромных рядовых труже ников, наша литература всегда показы вала своего героя как члена единого творческого коллектива, поддерживае мого массами и выражающего лучшие мысли и чаяния масс. Воодушевлённость идеями коммуниз- . ма, стойкость и непреклонность в борь бе,. умение подчинить свои личные ин тересы общественным •— сделали люби мыми героями советских читателей Павку Корчагина и Алексея Мересье- ва, Лизу Чайкину и молодогвардей цев из романа Александра Фадеева. Особое место в решении задачи, по ставленной перед советскими писателя ми товарищем Ждановым,— помочь на роду, государству, партии воспитать нашу молодёжь бодрой, верящей в свои силы, не боящейся никаких трудностей, — принадлежит советской детской лите ратуре. Героями большинства произведений, адресованных юным читателям, являют ся их сверстники — дети и подростки, на примере которых учатся миллионы маленьких граждан Советской страны. Лучшие черты, присущие советским де тям, нашли своё отражение в целом ряде произведений, созданных за по следние годы. Молодые рабочие в удо стоенных Сталинских премий повестях Василенко и Ликстанова, колхозные ре бята в «Стожарах» Мусатова, «Сын полка» Валентина Катаева, школьники в повестях Прилежаевой, Воронковой, Осеевой и многие другие персонажи; детской литературы написаны ярко, убедительно и правдиво. Создавая образы юных героев, со ветские писатели показывают в своих книгах, как влияют на формирование характера и мировоззрения юношества наша партия, советская общественность,, школа, представители старшего поколе ния. Однако среди произведений детской-' литературы есть и такие книги, в кото рых образы советских детей и юношей. рисуются неправильно, жизнь и работа их показывается часто в отрыве o r жизни и работы старших товарищей. Стремясь показать своих героев в наи более выгодном свете, отдельные писа тели поручают детям решать явно не посильные для них задачи, делают их умнее, предприимчивее, дальновиднее- старших товарищей. Взрослые в неко торых произведениях детской литерату ры являются лишь эпизодическими: персонажами, и их образы значительно- уступают по силе и яркости изображе ния образам детей и подростков. Всё это невольно приводит к прини жению роли общественной среды в вос питании молодёжи, а иногда и к совер шенно неправомерному противопоставле нию юношества всему советскому наро ду, партии, как руководящей силе на шего общества. Партия неоднократно указывала на. ошибки такого рода даже в лучших про изведениях советской литературы. О- «некоторых остатках комсомольского* авангардизма» в произведениях Алек сандра Безыменского «Выстрел» и «День нашей жизни» писал товарищ. Сталин в своём письме к автору. «Чи тая эти произведения, неискушённому' читателю может показаться, что не пар тия исправляет ошибки молодёжи, а на оборот» , *— указывал он. * И. С т а л и н . Сочинения. Том. XII, стр. 200.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2