Сибирские огни, 1950, № 4
теристике Камышова и, наконец, в тре тий раз — при характеристике Никули на. Неоднократное повторение одного и того же (да ещё вдобавок одними и теми же словами) создаёт у читателя впечатление топтания на месте. Вторым крупным недостатком рас сказа, снижающим его художественную ценность, является сухость языка. Во обще Н. Павлов пишет языком простым и понятным, но слишком злоупотребля ет деловой прозой. Скучно становится читать длинные разговоры, превращаю щиеся в сугубо технические споры уз ких специалистов. Кроме того, показ событий зачастую подменяется у Н. Павлова их пересказом, и тогда язык окончательно утрачивает свежесть и образность. В рассказе немало кусков, которые кажутся попросту переписанными из скучной статьи. Вот пример: «В военное время, когда кот лы переезжали вместе с электростан циями на новые места и должны были «кормиться» другим топливом, унифи кация стала необходимостью... А с производственной, технологической сто роны она сулила увеличение выпуска котлов в полтора раза при прежнем оборудовании, снижение себестоимости процентов на двадцать!» Таких кусков, повторяем, много. Не все герои показаны ярко: многих так совсем и не видишь (например, за казчицу, которую котельщики водят по заводу), многие — лишь бледный на мёк на яркий характер. Иногда Н. Павлову изменяет чув ство меры и вкус, и описания отноше ний между героями начинают звучать фальшиво. «— Разве котельный цех, котель ный завод — это не наши с тобой об щие и личные интересы, Матвей?» — спрашивает у мужа-диспетчера его же на инженер-новатор. Далее Н. Павлов пишет: «Татьяна Ивановна подняла глаза, полные слёз, порывисто закрыла лицо рукавицами и пошла, пошатываясь, к выходу. Он следил: жена сперва двигалась, как слепая, потом выпрямилась и поч ти бегом направилась к двери» . Здесь всё плохо, надуманно, не ха рактерно для образа Татьяны Иванов ны, какой она уже воспринята читате лем, всё художественно фальшиво, в духе низкопробных, сентиментальных романов. В таком же духе описано объяснение Широкова с Ниной Голубковой в мо мент, когда отмечали лучших производ ственников. Рассказ И. Павлова был бы, бес спорно, более интересным, ярким и полезным для читателя, если бы ре дакция альманаха заставила серьёзно поработать над ним самого автора, по могла ему. Недостаточно требовательно подош ла редакция и к рассказу И. Зайцева «Гаврик Бубенцов». В рассказе правильно подмечена од на важная черта советских школьников; — их стремление принести как можнс больше пользы социалистической Роди не. Но должного воплощения эта идея, под пером И. Зайцева не нашла. Пионер Гаврик Бубенцов решил вы растить для своего ^колхоза ценную ма сличную культуру «даамбе». Узнав о существовании редкостного растения из научной статьи в газете, он тайно от товарищей, родителей и всех знакомых, написал автору статьи письмо и, полу чив от него ответ вместе с пакетом се мян, начал самостоятельно, единолич но (подчёркиваем это слово!) выращи вать их у себя на огороде. И. Зайцев неоправданно много места уделяет описанию переговоров Гаврика. с бабушкой, отцом и матерью относи тельно того, можно или нельзя мальчи ку использовать для своего опыта ого род, но зато почему-то совершенно умалчивает о том, как ведёт себя Гаврик среди товарищей, пионеров, заставляя его, в о п р е к и п с и х о л о г и и с о в е т с к о г о ш к о л ь н и к а , скрывать от товарищей опыты на про тяжении целого лета. Конечно, можнс предположить, что из скромности юный мичуринец не ста нет поднимать лишнего шума о своём опыте, но нарочито надуманным, проти воестественным выглядит его поведение, когда он отказывается посвящать в; свою работу даже самых близких дру зей, когда он и родителям заявляет: «Только не мешайте, я сам всё убе ру». Автор подчёркивает строчкой ниже, что действительно «он сам уб рал и обмолотил крамбе». Подумайте, какой великий подвиг! Может ли это служить примером для советского школьника, которого прежде всего вос питывают в духе коллективизма? Лишь после того, как семена были собраны, Гаврик сообщил друзьям о важном государственном деле, которое он начал. Помимо всего прочего, кажется во обще невероятным, чтобы Гаврику удалось в полной тайне выращивать на огороде диковинное растение. Об этом не могли не знать соседи, а значит не могло не быть разговоров, и в первую очередь, конечно, среди ребят, свер стников Гаврика. Рассказ завершается обращением старика-лисьмоносца к Гаврику с пред ложением заняться теперь новой куль турой — голозёрным ячменём («Пиши в академию Трофиму Денисовичу Лы сенко. У него всё найдётся. А голозёр ный ячмень — это тоже,, брат, да!»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2