Сибирские огни, 1950, № 4
равданно, что кажется притянутым только из-за рифмы «ветерком». И. Фролову предстоит ещё большая работа над словом, упорная литератур ная учёба, что ускорит творческий рост способного поэта. Ещё больше и гораздо более серь ёзных претензий в отношении литера турного мастерства читатель может предъявить Н. Павлову, автору расска за «Творчество». Николай Павлов — инженер по спе циальности. Он пришёл в литературу совсем недавно: первый его рассказ «Котельщики» был опубликован в прошлом году. Молодой автор порадо вал свежестью материала — он ввёл читателя в круг трудовой деятельности рабочих и инженеров котельного цеха. В рассказе «Котельщики» политиче ски остро поставлен вопрос о борьбе с низкопоклонством перед буржуазным Западом в области техники котлостро- -ения. Первое выступление в литературе не оказалось для Н. Павлова случай ным. Вслед за рассказом «Котельщи ки» он написал ещё два рассказа: «Ли тейщики» и «Творчество». Этот второй рассказ — тоже из жизни котельщиков — о творческом дерзании рабочих и инженеров одного котельного цеха — и опубликовала ре дакция альманаха «Алтай». Н. Павлов обладает богатым жиз ненным материалом. Прекрасное зна ние того, о чём он пишет, помогает ему выбирать для рассказов наиболее важ ные, интересные, значительные момен ты из жизни производственников: борь ба за реконструкцию американского котла по проекту советского конструк тора, поиски причин брака в литейном цехе и их устранение, борьба за созда ние энергетического котла, который можно легко переводить с одного вида топлива на другой... При этом Н. Павлов смело ведёт читателя прямо на завод, в цех, пока зывая своих героев непосредственно в труде, у станка, на рабочем месте. В столкновении противоположных мнений раскрываются характеры людей, выяв ляются новаторы производства, разоб лачаются и терпят крах консерваторы. В рассказе «Творчество» сюжетным •стержнем является конфликт между коллективом котельщиков, борющихся за скоростной график производства, и отставшими от жизни рутинёрами типа главного диспетчера. Выпускать ли полегоньку, один ко тёл за другим, или пойти на ускоре ние производственного процесса и, может быть, даже не дать концу пер вого программного срока готового кот ла, но зато значительно раньше срока, который предусмотрен для окончания второго котла, выпустить сразу оба — вот о чём спорят между собой герои рассказа Н. Павлова «Творчество», и побеждают те, за кем новое, прогрессив ное, именно творческое начало, а не деляческий подход. Н. Павлов показывает, что на сторо не прогресса стоят все подлинные пат- риотьц и рисует галерею образов нова торов производства — разных по своим характерам, но объединённых общей целью. В числе их лучшие люди за вода — начальник котельного цеха Алексей Кузьмич Никулин, конструк тор Камышов, инженер Татьяна Ива новна Дрозд, сварщик Широков, раз метчик Дима Богатых, крановщица Ни на Голубкова. Н. Павлов знакомит нас с их судьбами, раскрывает их духов ный мир. Многие места в рассказе свидетель ствуют о наличии у Н. Павлова опре делённых способностей к литературному творчеству. Например, шестая глава заканчи вается выразительным эпизодом, зани мающим буквально шесть строчек. Главный диспетчер завода — консер ватор Дрозд, тормозящий развитие но вого дела в котельном цехе, только что получил заслуженную отповедь за свои поступки от начальника цеха Никулина. Оборвав неприятный для него разго вор, Дрозд «с видимым усилием раск ланялся, тяжко ступил в сторону, по шёл по цеху, постепенно ускоряя ша ги. Навстречу ему двигался огромный щит обшивки котла, подвешенный стро пами к крану». Краном управляет стахановка Нина Голубкова. Н. Павлов заканчивает главу сло вами: «— Товарищ Дрозд! Эй, береги-и-сь, Дрозд, — что есть силы закричала Го лубкова и зазвонила в сигнальный ко локол». Так лаконично и просто выражена Н. Павловым мысль, точно определяю щая местоположение диспетчера Дроз да среди новаторов цеха. Он, Дрозд, — лишний, он — мешает. На него надви гается громада, сила, и ему кричат, чтобы он посторонился, уступил дорогу. К сожалению, рассказ «Творчество» имеет много недостатков. Он очень растянут. Растянутость проис текает из-за композиционной рыхлости. Н. Павлов неэкономно пользуется сло вом и любит повторять уже однажды сказанное. Так, например, о том, что котельщики борются за создание энер гетического котла, читатель узнаёт трижды. В одном случае об этом говорят про тивники новшеств начальник снабжения и главный диспетчер, упоминая фами лии Никулина и Камышова, как ини циаторов нового дела. Затем вторично автор вспоминает об этом при харак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2