Сибирские огни, 1950, № 4

равданно, что кажется притянутым только из-за рифмы «ветерком». И. Фролову предстоит ещё большая работа над словом, упорная литератур­ ная учёба, что ускорит творческий рост способного поэта. Ещё больше и гораздо более серь­ ёзных претензий в отношении литера­ турного мастерства читатель может предъявить Н. Павлову, автору расска­ за «Творчество». Николай Павлов — инженер по спе­ циальности. Он пришёл в литературу совсем недавно: первый его рассказ «Котельщики» был опубликован в прошлом году. Молодой автор порадо­ вал свежестью материала — он ввёл читателя в круг трудовой деятельности рабочих и инженеров котельного цеха. В рассказе «Котельщики» политиче­ ски остро поставлен вопрос о борьбе с низкопоклонством перед буржуазным Западом в области техники котлостро- -ения. Первое выступление в литературе не оказалось для Н. Павлова случай­ ным. Вслед за рассказом «Котельщи­ ки» он написал ещё два рассказа: «Ли­ тейщики» и «Творчество». Этот второй рассказ — тоже из жизни котельщиков — о творческом дерзании рабочих и инженеров одного котельного цеха — и опубликовала ре­ дакция альманаха «Алтай». Н. Павлов обладает богатым жиз­ ненным материалом. Прекрасное зна­ ние того, о чём он пишет, помогает ему выбирать для рассказов наиболее важ­ ные, интересные, значительные момен­ ты из жизни производственников: борь­ ба за реконструкцию американского котла по проекту советского конструк­ тора, поиски причин брака в литейном цехе и их устранение, борьба за созда­ ние энергетического котла, который можно легко переводить с одного вида топлива на другой... При этом Н. Павлов смело ведёт читателя прямо на завод, в цех, пока­ зывая своих героев непосредственно в труде, у станка, на рабочем месте. В столкновении противоположных мнений раскрываются характеры людей, выяв­ ляются новаторы производства, разоб­ лачаются и терпят крах консерваторы. В рассказе «Творчество» сюжетным •стержнем является конфликт между коллективом котельщиков, борющихся за скоростной график производства, и отставшими от жизни рутинёрами типа главного диспетчера. Выпускать ли полегоньку, один ко­ тёл за другим, или пойти на ускоре­ ние производственного процесса и, может быть, даже не дать концу пер­ вого программного срока готового кот­ ла, но зато значительно раньше срока, который предусмотрен для окончания второго котла, выпустить сразу оба — вот о чём спорят между собой герои рассказа Н. Павлова «Творчество», и побеждают те, за кем новое, прогрессив­ ное, именно творческое начало, а не деляческий подход. Н. Павлов показывает, что на сторо­ не прогресса стоят все подлинные пат- риотьц и рисует галерею образов нова­ торов производства — разных по своим характерам, но объединённых общей целью. В числе их лучшие люди за­ вода — начальник котельного цеха Алексей Кузьмич Никулин, конструк­ тор Камышов, инженер Татьяна Ива­ новна Дрозд, сварщик Широков, раз­ метчик Дима Богатых, крановщица Ни­ на Голубкова. Н. Павлов знакомит нас с их судьбами, раскрывает их духов­ ный мир. Многие места в рассказе свидетель­ ствуют о наличии у Н. Павлова опре­ делённых способностей к литературному творчеству. Например, шестая глава заканчи­ вается выразительным эпизодом, зани­ мающим буквально шесть строчек. Главный диспетчер завода — консер­ ватор Дрозд, тормозящий развитие но­ вого дела в котельном цехе, только что получил заслуженную отповедь за свои поступки от начальника цеха Никулина. Оборвав неприятный для него разго­ вор, Дрозд «с видимым усилием раск­ ланялся, тяжко ступил в сторону, по­ шёл по цеху, постепенно ускоряя ша­ ги. Навстречу ему двигался огромный щит обшивки котла, подвешенный стро­ пами к крану». Краном управляет стахановка Нина Голубкова. Н. Павлов заканчивает главу сло­ вами: «— Товарищ Дрозд! Эй, береги-и-сь, Дрозд, — что есть силы закричала Го­ лубкова и зазвонила в сигнальный ко­ локол». Так лаконично и просто выражена Н. Павловым мысль, точно определяю­ щая местоположение диспетчера Дроз­ да среди новаторов цеха. Он, Дрозд, — лишний, он — мешает. На него надви­ гается громада, сила, и ему кричат, чтобы он посторонился, уступил дорогу. К сожалению, рассказ «Творчество» имеет много недостатков. Он очень растянут. Растянутость проис­ текает из-за композиционной рыхлости. Н. Павлов неэкономно пользуется сло­ вом и любит повторять уже однажды сказанное. Так, например, о том, что котельщики борются за создание энер­ гетического котла, читатель узнаёт трижды. В одном случае об этом говорят про­ тивники новшеств начальник снабжения и главный диспетчер, упоминая фами­ лии Никулина и Камышова, как ини­ циаторов нового дела. Затем вторично автор вспоминает об этом при харак­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2