Сибирские огни, 1950, № 4
раскрывается прежде всего в показе участия школьников в окружающей их жизни. Герои удостоенной Сталинской пре мии повести А. Мусатова «Стожары» сохраняют и выращивают для своего колхоза семена высокоурожайной пше ницы. Таня Чижик из «Повести о дружных» Карнауховой собирает колос ки, работает на молотьбе, дежурит в сельсовете. Маленький горожанин Се рёжа Емельянов в повести «Степное солнце» П. Павленко, приезжающий вместе с отцом на уборку урожая, так же находит своё место в общем труде колхозников. И именно это участие в жизни и работе взрослых расширяет кругозор детей, способствует их воспи танию в духё советского патриотизма. Между тем О. Хавкин, изолируя школу от жизни рудника, усматривает связь с общественностью только в том, Альманах Газета «Правда» в номере от 15 сентября 1 9 4 8 года, выступая с обзо ром ряда областных литературных аль манахов, дала алтайскому альманаху положительную оценку. «Чувство нового, уменье показать жизненно важные явления нашей дей ствительности,— писала «Правда»,— делают альманах «Алтай» полезным и интересным». Так было сказано о второй книге альманаха, выпущенной в 1 9 4 8 году. За последующие годы вышло ещё две книги — третья и четвёртая. Осталась ли для них в' силе оценка газеты «Правда»? К сожалению, не 1 Вполне. С т р е м- л е н и е разносторонне показать дела, мечты и дерзания наших людей не всег да сочетаются с у м е н ь е м это сде лать. А ведь именно уменье показать жизненно важные явления нашей дейст вительности ставила «Правда» в заслу гу альманаху, анализируя некоторые произведения из второй книги. Чем же объясняется такое странное явление? Редакция альманаха ещё в предисло вии к первой книге заявила о своём на мерении кропотливо работать с молоды ми авторами и заботливо выращивать, воспитывать литературно одарённую мо лодежь. Однако, как уже указывалось в своё время критикой (см. статьи учи теля Атаманова в «Литературной газе те» и Б. Рясенцева в шестом номере журнала «Сибирские огни» за 1 9 4 9 что представители общественности при ходят в школу. Этим, безусловно, обед няется и суживается роль общественной среды в коммунистическом воспитании' учащихся. Поэтому нельзя согласиться с ут верждением К. Симонова, сказавшего > е своём докладе на XIII пленуме Союза советских писателей СССР, что в кни ге О. Хавкина «очень правильно пока зано, как советская школа бесчислен ными нитями связана со всем советским обществам в самых разных его прояв лениях» . Отсутствие правильного и разносто роннего показа связи жизни школы с общественной средой является одним из существенных недостатков этой, во мно гом интересной книги о советских школьниках. В. СОКОЛОВА „Алтай 46 год), свой первый серьёзный экзамен в отношении работы с начинающими пи сателями редакция не выдержала. В результате нетребовательного подхода и. недостаточной помощи авторам в 'треть ей книге опубликован ряд незрелых, идейно неполноценных произведений. К числу их относятся, в частности, по весть Василия Куликова «Маргарита Васильевна» и большой рассказ А. Ки селёвой «Своим путём». Как же выглядит новая, четвёртая книга альманаха «Алтай»? Учла ли редколлегия советы критики, приступи ла ли она, наконец, к серьёзной работе со своими авторами? В четвёртой книге альманаха не только все произведения (за исключе нием одного) принадлежат перу мест ных авторов и не только попрежнему выдержана современная тематика, но — и это самое главное! — качество опубли кованных в четвёртой книге произведе ний выше того, что было напечатано в книге третьей. Правда, и сейчас ещё имеются от дельные, не вполне удачные произведе ния, но они занимают второстепенное место. Открывается альманах партийными документами, опубликованными в цент ральной печати, в связи с семидесяти летием со дня рождения товарища И. В. Сталина. Вслед за этими доку ментами помещено стихотворение А. Сотникова «Песня о сталинском Ал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2