Сибирские огни, 1950, № 4

автор не показывает, как он овладевает педагогическим мастерством, какие трудности возникают перед молодым учителем. Наоборот, Хромов даже про­ тивопоставляется остальным педагогам умением подойти к учащимся, завое­ вать их доверие. Противопоставление Хромова всему педагогическому коллек­ тиву школы сказывается хотя бы в том, что только после его приезда, благода­ ря только его инициативе, начинается перелом в работе школы. В повести О. Хавкина поднимается очень важный вопрос о роли обще­ ственной среды в воспитании подраста­ ющего поколения. «Чего не хватает нашей школе? — думает Хромов вскоре после своего при­ езда на рудник.— Силы коллективного воздействия на учащихся, целеустрем­ лённости в работе, связи с людьми рудника, в центре которого расположе­ на школа». И молодой учитель при активной поддержке директора школы 'Кухтенко- ва добивается укрепления этих связей — он уговаривает геолога Брынова прийти в школу, рассказать ребятам о своём крае, повести их в геологический поход. Директор и комсомольская орга­ низация школы требуют от администра­ ции рудника помощи в строительстве стадиона. Таким образом автор совершенно правильно показывает, что в привлече­ нии внимания общественности к жизни школы активную роль играет сама шко­ ла, коллектив её работников. Однако существенным недостатком повести, как справедливо указывают в своей статье о детской литературе в Сибири К. Немира и И. Сотников («Сибирские огни» № 2 за 1 9 5 0 год), является то, что автор ограничи­ вает показ общественной среды вокруг школы узким кругом интеллигенции, не раскрывая ни интереса учащихся и учителей к производственной жизни рудника, ни связи школы с рабочим коллективом. Этот недостаток становит­ ся особенно ощутимым, если мы по­ смотрим, что за люди окружают школу, помогают в её работе. Вот директор рудника Владимир­ ский. Его образ с самого первого появ­ ления в повести вызывает решитель­ ные возражения. Между мальчиками произошла драка. Кеша Евсюков избил заносчивого Митю Владимирского. Отец Мити, не разобравшись в случившемся, обвинил во всём школу и вызвал к се­ бе директора: «Почему бы вам, как отцу, не явиться в школу?» — справедливо воз­ ражает Владимирскому разговариваю­ щий с ним по телефону учитель гео­ графии. «Новая пауза была короткой и насы­ щенной яростью. — Вы что, Хромов, первый день- живёте на руднике? Через мембрану телефона учителю’ передавалось тяжёлое дыхание директо­ ра рудника». “ И хотя в ©том споре прав был, безу­ словно, педагог, даварищи по работе- осудили его поступок. — А вы не подумали о том, что- Владимирский те идёт к нам потому, что щадит нащ^шторитет. Он не хочет, чтобы на рудник!^ заговорили: «Влади­ мирский поехал пушить учителей»,— объясняет поведение директора рудника Кухтенков. Но ведь это возможно лишь в том; случае, когда директор рудника — ред­ кий гость в школе и его отношение к: ней носит пренебрежительно-покрови­ тельственный характер, как это факти­ чески и происходит в повести. Консерватизм директора рудника, сказывается иг"в отношении к инициа­ тиве комсомольской организации шко­ лы по строительству стадиона. — Да вы знае££, сколько лошадей; потребуется? — опрашивает Владимир­ ский. — Поймите, Владимир Афанасьевич,: какое воспитательное значение будет' иметь строительство стадиона. Вы же­ не какой-нибудь бюрократ. Вы — совет­ ский хозяйственник,— убеждают Вла­ димирского учителя.’ Но именно такого* советского хозяйственника мы и не ви­ дим в образе директора рудника, яв­ ляющегося несколько инородным телом в повести О. Хавкина. Вызывает сомне­ ние и образ Альбертины Михайловны* Бурдинской. Книга О. Хавкина — очень совре­ менна. Хотя события, описываемые в ней, происходят перед Великой Отече­ ственной войной, в 1 9 3 8—1 9 4 0 годах, проблемы, поднятые в повести, продол­ жают волновать нас и сегодня. Но об­ раз бывшей артистки Альбертины, Михайловны, самоуверенной и лицемер­ ной дамы, создающей своеобразный са­ лон на руднике, бесцеремонно вмеши­ вающейся в жизнь школы, обучающей, девочек хорошим манерам, кажется взятым совсем из другой эпохи и лиш­ ним в повести. Правда, в конце кон­ цов, автор заставляет и Бурдинскую осознать свои ошибки в воспитании де­ тей — прийти :в школу в качестве руко­ водительницы кружка рукоделия, но вся её перестройка сводится только к пере­ мене платья с пышными буфами на: простое серое, и совершенно очевидно, что образ «перестроившейся» Альбер­ тины Михайловны значительно тусклее данного ранее. Сама проблема связи школы с обще­ ственной средой поставлена в повести Хавкина не совсем верно. В лучших книгах для детей связь- школы со всем советским обществом;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2