Сибирские огни, 1950, № 4
автор не показывает, как он овладевает педагогическим мастерством, какие трудности возникают перед молодым учителем. Наоборот, Хромов даже про тивопоставляется остальным педагогам умением подойти к учащимся, завое вать их доверие. Противопоставление Хромова всему педагогическому коллек тиву школы сказывается хотя бы в том, что только после его приезда, благода ря только его инициативе, начинается перелом в работе школы. В повести О. Хавкина поднимается очень важный вопрос о роли обще ственной среды в воспитании подраста ющего поколения. «Чего не хватает нашей школе? — думает Хромов вскоре после своего при езда на рудник.— Силы коллективного воздействия на учащихся, целеустрем лённости в работе, связи с людьми рудника, в центре которого расположе на школа». И молодой учитель при активной поддержке директора школы 'Кухтенко- ва добивается укрепления этих связей — он уговаривает геолога Брынова прийти в школу, рассказать ребятам о своём крае, повести их в геологический поход. Директор и комсомольская орга низация школы требуют от администра ции рудника помощи в строительстве стадиона. Таким образом автор совершенно правильно показывает, что в привлече нии внимания общественности к жизни школы активную роль играет сама шко ла, коллектив её работников. Однако существенным недостатком повести, как справедливо указывают в своей статье о детской литературе в Сибири К. Немира и И. Сотников («Сибирские огни» № 2 за 1 9 5 0 год), является то, что автор ограничи вает показ общественной среды вокруг школы узким кругом интеллигенции, не раскрывая ни интереса учащихся и учителей к производственной жизни рудника, ни связи школы с рабочим коллективом. Этот недостаток становит ся особенно ощутимым, если мы по смотрим, что за люди окружают школу, помогают в её работе. Вот директор рудника Владимир ский. Его образ с самого первого появ ления в повести вызывает решитель ные возражения. Между мальчиками произошла драка. Кеша Евсюков избил заносчивого Митю Владимирского. Отец Мити, не разобравшись в случившемся, обвинил во всём школу и вызвал к се бе директора: «Почему бы вам, как отцу, не явиться в школу?» — справедливо воз ражает Владимирскому разговариваю щий с ним по телефону учитель гео графии. «Новая пауза была короткой и насы щенной яростью. — Вы что, Хромов, первый день- живёте на руднике? Через мембрану телефона учителю’ передавалось тяжёлое дыхание директо ра рудника». “ И хотя в ©том споре прав был, безу словно, педагог, даварищи по работе- осудили его поступок. — А вы не подумали о том, что- Владимирский те идёт к нам потому, что щадит нащ^шторитет. Он не хочет, чтобы на рудник!^ заговорили: «Влади мирский поехал пушить учителей»,— объясняет поведение директора рудника Кухтенков. Но ведь это возможно лишь в том; случае, когда директор рудника — ред кий гость в школе и его отношение к: ней носит пренебрежительно-покрови тельственный характер, как это факти чески и происходит в повести. Консерватизм директора рудника, сказывается иг"в отношении к инициа тиве комсомольской организации шко лы по строительству стадиона. — Да вы знае££, сколько лошадей; потребуется? — опрашивает Владимир ский. — Поймите, Владимир Афанасьевич,: какое воспитательное значение будет' иметь строительство стадиона. Вы же не какой-нибудь бюрократ. Вы — совет ский хозяйственник,— убеждают Вла димирского учителя.’ Но именно такого* советского хозяйственника мы и не ви дим в образе директора рудника, яв ляющегося несколько инородным телом в повести О. Хавкина. Вызывает сомне ние и образ Альбертины Михайловны* Бурдинской. Книга О. Хавкина — очень совре менна. Хотя события, описываемые в ней, происходят перед Великой Отече ственной войной, в 1 9 3 8—1 9 4 0 годах, проблемы, поднятые в повести, продол жают волновать нас и сегодня. Но об раз бывшей артистки Альбертины, Михайловны, самоуверенной и лицемер ной дамы, создающей своеобразный са лон на руднике, бесцеремонно вмеши вающейся в жизнь школы, обучающей, девочек хорошим манерам, кажется взятым совсем из другой эпохи и лиш ним в повести. Правда, в конце кон цов, автор заставляет и Бурдинскую осознать свои ошибки в воспитании де тей — прийти :в школу в качестве руко водительницы кружка рукоделия, но вся её перестройка сводится только к пере мене платья с пышными буфами на: простое серое, и совершенно очевидно, что образ «перестроившейся» Альбер тины Михайловны значительно тусклее данного ранее. Сама проблема связи школы с обще ственной средой поставлена в повести Хавкина не совсем верно. В лучших книгах для детей связь- школы со всем советским обществом;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2