Сибирские огни, 1950, № 4

Брынова о природе Забайкалья, о мето­ дах геологических изысканий в прош­ лом, хотя, казалось бы, рассказы гео­ лога должны производить наибольшее впечатление именно на учащихся, рас­ ширяя их кругозор, пополняя знания о мире. Да и по манере письма главы, названные «Из дневника... такого-то», ничем не отличаются от остальных глав повести. Поэтому этот сюжетный при­ ём, применяемый автором, кажется не­ оправданным. Обедняет содержание книги о жизни советских школьников и то, что в ней почти нет собственно школы, не пока­ заны учёба, овладевание знаниями. Только ответ Захара Астафьева на уро­ ке географии д а несколько беглых за­ рисовок экзаменов связаны с учебной ■работой школы, в остальном — события происходят за дверями класса. И когда в конце повести говорится: «Один за другим подходят к столу президиума Тиня Ойкин, Кеша Евсюков, Зоя Вих­ рева, Трофим Зубарев, Захар Астафь­ ев и возвращаются обратно, бережно неся большие, ярко отсвечивающие под электрическим огнём листы — аттестаты -отличников»,— читатель мало верит в правдоподобность этой характеристики.' Почему в качестве лучших названы именно они, а не кто-нибудь другой из оканчивающих? Пожалуй, только в от­ ношении Захара Астафьева это понятно. В книге показано, какие препятствия преодолел он на пути к отличным оценкам. Но почему среди отличников нет, например, любящего книги Сени Мишарина или Линды Терновой, кото­ рая в своё время заставляла занимать­ с я уклоняющуюся от выполнения до­ машних занятий Зою Вихреву, отнесён­ ную автором, наоборот, к числу отлич­ ников. Да и учителя в повести О. Хавкина оказывают воспитательное ' влияние на -своих учеников почти исключительно во внеклассной работе. Это невольно приводит к обеднению образов педагогов, снижению их роли в воспитании учащихся. Интересно задуман образ учительни­ цы литературы Варвары Ивановны. Мы узнаём, что в рудничной школе Варва­ ра Ивановна работает уже десять лет. Ребята побаиваются её: она требова­ тельна и совершенно нечувствитель­ на к слезам и просьбам. Она внеш­ не суха, пряма и резковата и в то же время очень привязана к своим питом­ цам. Автор тонко подмечает, что, про­ вожая ребят в геологический поход, Варвара Ивановна не произносила ре­ чей, как другие, но проверила снаряже­ ние каждого. Требовательность учи­ тельницы сказывается и в её отношении к себе, к своим обязанностям педагога, классного руководителя. Её очень вол­ нует, что в восьмом классе, которым она руководит, безграмотно пишет Ми­ тя Владимирский, что Захар Астафьев, который отлично учится по математике и неплохо пишет сочинения по литера­ туре, получает неудовлетворительные оценки за устные ответы. Когда молодому учителю Хромову удаётся добиться от Захара отличных ответов по географии,— а это оказы­ вается вовсе несложным,— нужно лишь дать мальчику, медленно собирающему­ ся с мыслями, подумать лишние четы­ ре — пять минут, — Варвара Ивановна сердится на себя: «Знаю, что прозева­ ла. Сколько раз собиралась пойти на уроки к Геннадию Васильевичу, чтобы понять, как он «открыл» Захара» .] Между тем Андрею Аркадьевичу Хро­ мову в этом случае с Захаром Астафье­ вым не требовалось особого педагогиче­ ского чутья. Ему помогли ребята. Дру­ живший с Захаром Кеша Евсюков рас­ сказал учителю об особенностях маль­ чика, неумении «говорить, видя только частности, не связав их пониманием це­ лого» . Между тем, никто из ребят не пришёл поделиться наблюдениями со своим классным руководителем. Писа­ тель мало показывает Варвару Иванов­ ну в общении с учащимися, редко вы­ водит её из стен учительской, застав­ ляя преимущественно говорить резкие и справедливые слова другим педагогам или почему-то слишком внимательно рассматривать одну из ближайших со­ пок. Всё это, безусловно, является след­ ствием того, что сцены, в которых мог­ ла бы быть более глубоко раскрыта роль классного руководителя в воспита­ нии учащихся, слишком редки в книге. Ещё менее удались автору образы других педагогов школы. В преподавателе математики О. Хав- кин подчёркивает, главным образом, чу­ даковатость. Неуравновешенной, пере­ менчивой, как погода, выведена в пове­ сти учительница немецкого языка Тать­ яна Яковлевна. В конце книги автор делает попытку показать, что и педагоги становятся иными по мере улучшения работы школы. Но и это положение только де­ кларируется. Так, автор всего дважды мимоходом упоминает о Геннадии Васильевиче во второй части книги. Один раз застав­ ляет его заинтересоваться журналом учащихся, а в заключительной главе повести почему-то именно этому замк­ нутому человеку поручает руководить комиссией по организации вечера вы­ пускников. Удачным является лишь образ глав­ ного героя повести географа Андрея Аркадьевича Хромова, но и он прояв­ ляет себя преимущественно во вне­ классной работе с учащимися. Хромов только начинает свой путь педагога, но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2