Сибирские огни, 1950, № 4
Брынова о природе Забайкалья, о мето дах геологических изысканий в прош лом, хотя, казалось бы, рассказы гео лога должны производить наибольшее впечатление именно на учащихся, рас ширяя их кругозор, пополняя знания о мире. Да и по манере письма главы, названные «Из дневника... такого-то», ничем не отличаются от остальных глав повести. Поэтому этот сюжетный при ём, применяемый автором, кажется не оправданным. Обедняет содержание книги о жизни советских школьников и то, что в ней почти нет собственно школы, не пока заны учёба, овладевание знаниями. Только ответ Захара Астафьева на уро ке географии д а несколько беглых за рисовок экзаменов связаны с учебной ■работой школы, в остальном — события происходят за дверями класса. И когда в конце повести говорится: «Один за другим подходят к столу президиума Тиня Ойкин, Кеша Евсюков, Зоя Вих рева, Трофим Зубарев, Захар Астафь ев и возвращаются обратно, бережно неся большие, ярко отсвечивающие под электрическим огнём листы — аттестаты -отличников»,— читатель мало верит в правдоподобность этой характеристики.' Почему в качестве лучших названы именно они, а не кто-нибудь другой из оканчивающих? Пожалуй, только в от ношении Захара Астафьева это понятно. В книге показано, какие препятствия преодолел он на пути к отличным оценкам. Но почему среди отличников нет, например, любящего книги Сени Мишарина или Линды Терновой, кото рая в своё время заставляла занимать с я уклоняющуюся от выполнения до машних занятий Зою Вихреву, отнесён ную автором, наоборот, к числу отлич ников. Да и учителя в повести О. Хавкина оказывают воспитательное ' влияние на -своих учеников почти исключительно во внеклассной работе. Это невольно приводит к обеднению образов педагогов, снижению их роли в воспитании учащихся. Интересно задуман образ учительни цы литературы Варвары Ивановны. Мы узнаём, что в рудничной школе Варва ра Ивановна работает уже десять лет. Ребята побаиваются её: она требова тельна и совершенно нечувствитель на к слезам и просьбам. Она внеш не суха, пряма и резковата и в то же время очень привязана к своим питом цам. Автор тонко подмечает, что, про вожая ребят в геологический поход, Варвара Ивановна не произносила ре чей, как другие, но проверила снаряже ние каждого. Требовательность учи тельницы сказывается и в её отношении к себе, к своим обязанностям педагога, классного руководителя. Её очень вол нует, что в восьмом классе, которым она руководит, безграмотно пишет Ми тя Владимирский, что Захар Астафьев, который отлично учится по математике и неплохо пишет сочинения по литера туре, получает неудовлетворительные оценки за устные ответы. Когда молодому учителю Хромову удаётся добиться от Захара отличных ответов по географии,— а это оказы вается вовсе несложным,— нужно лишь дать мальчику, медленно собирающему ся с мыслями, подумать лишние четы ре — пять минут, — Варвара Ивановна сердится на себя: «Знаю, что прозева ла. Сколько раз собиралась пойти на уроки к Геннадию Васильевичу, чтобы понять, как он «открыл» Захара» .] Между тем Андрею Аркадьевичу Хро мову в этом случае с Захаром Астафье вым не требовалось особого педагогиче ского чутья. Ему помогли ребята. Дру живший с Захаром Кеша Евсюков рас сказал учителю об особенностях маль чика, неумении «говорить, видя только частности, не связав их пониманием це лого» . Между тем, никто из ребят не пришёл поделиться наблюдениями со своим классным руководителем. Писа тель мало показывает Варвару Иванов ну в общении с учащимися, редко вы водит её из стен учительской, застав ляя преимущественно говорить резкие и справедливые слова другим педагогам или почему-то слишком внимательно рассматривать одну из ближайших со пок. Всё это, безусловно, является след ствием того, что сцены, в которых мог ла бы быть более глубоко раскрыта роль классного руководителя в воспита нии учащихся, слишком редки в книге. Ещё менее удались автору образы других педагогов школы. В преподавателе математики О. Хав- кин подчёркивает, главным образом, чу даковатость. Неуравновешенной, пере менчивой, как погода, выведена в пове сти учительница немецкого языка Тать яна Яковлевна. В конце книги автор делает попытку показать, что и педагоги становятся иными по мере улучшения работы школы. Но и это положение только де кларируется. Так, автор всего дважды мимоходом упоминает о Геннадии Васильевиче во второй части книги. Один раз застав ляет его заинтересоваться журналом учащихся, а в заключительной главе повести почему-то именно этому замк нутому человеку поручает руководить комиссией по организации вечера вы пускников. Удачным является лишь образ глав ного героя повести географа Андрея Аркадьевича Хромова, но и он прояв ляет себя преимущественно во вне классной работе с учащимися. Хромов только начинает свой путь педагога, но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2