Сибирские огни, 1950, № 4
бытия, характеризующие действия кол лектива школьников в целом — строи тельство стадиона, выпуск журнала, проведение юбилея старого сторожа и энтузиаста школы деда Боровикова, об раз которого, кстати, является одним из самых удавшихся в повести. Особенно ярко показывает автор ка чественно новый, окрепший и сплочён ный коллектив школьников в эпизоде с Трофимом Зубаревым, в котором рас сказывается, как товарищи по классу находят путь во-время и очень тактич но помочь ученику, переставшему полу чать материальную поддержку из-за бо лезни матери. Следовательно, сам отбор и последо вательность изложения материала помо гают донести до читателя идейный за мысел автора. Существенным недостатком компози ции повести является некоторая растя нутость её сюжета во времени. О. Хав- кин, начав повесть с описания событий из жизни восьмиклассников, заканчи вает её описанием фактов из жизни уже десятиклассников. Но если события зи мы, лета и осени 1 9 3 9 года описаны подробно (двести шестьдесят из трёхсот десяти страниц книги), тс> жизни и учё бе героев повести в девятом классе от ведено всего три эпизода, а последняя глава книги начинается словами: «Прошёл ещё один год. И вновь на ступила весна. Весна 19 4 1 года». Безусловно, что аттестаты окончив ших среднюю школу получают уже не те подростки, с которыми мы встреча лись на всём протяжении книги, а по взрослевшие юноши и девушки, процесс возмужания которых остался вне поля зрения автора и читателей. О. Хавкин поступил 'бы правильнее, закончив по весть сразу после разрешения основно го конфликта. Последние главы произ водят впечатление написанных схематич но, торопливо и даже небрежно. К недостаткам композиции повести следует отнести и то, что автор иногда «забывает» своих героев, бросает их на полпути и не раскрывает их образов до конца. Так, например, Митя Влади мирский, которому много внимания уде ляется на протяжении первой части книги, ни разу даже не упоминается во второй. Автор заставляет Митю, кото рый раньше заявлял: «Плевал я на класс!», изменить своё отношение к то варищам, но не показывает его равно правным и активным членом их кол лектива. Мы не встречаем Владимир ского ни на строительстве стадиона, ни во время борьбы с наводнением. В повести слишком много действую щих лиц, и это обилие персонажей за частую приводит к поверхностному рас крытию их образов. Многие из героев книги характеризу ются лишь одной какой-либо чертой. Так, Тяня Ойкин говорлив и боек, а Захар Астафьев медлителен и нетороп лив. Сеня Мишарин увлекается ботани кой, Толя Чернобородов пишет стихи, про Трофима Зубарева товарищи гово рят, что у «графа дьявольское самолю бие», Борис Зырянов отличается физи ческой силой. Совсем мало узнают чи татели об Антоне Трещенко, Линде Тер новой, Серёже Бурдинском и других школьниках. Автор, безусловно, знает школьную среду, реалистически и правдиво описы вает её, в повести много ярких красоч ных сцен, но недостаточное индивидуа лизирование образов действующих лиц снижает художественные достоинства книги. Очень поэтично, например, с под линным вдохновением и взволнован ностью написана сцена, во время кото рой ребята говорят о будущем. Яркая и многообразная жизнь раскрывается перед ними. Они мечтают о том, как их родная Иенда станет центром забай кальской цветной металлургии, велико лепные города со светлыми школами, больницами, театрами вырастут в глу хой тайге. И здесь, на родине, на различных участках социалистического строитель ства, они видят себя и своих товари щей, ставших инженерами, учителями, журналистами. Ребята выбирают раз личные профессии. Но если понятно, почему Сеня Мишарин видит себя в бу дущем в цветочном и плодово-ягодном питомнике, —• т. к. на протяжении всей книги подчёркивалась его любовь к бо танике, то совсем не ясно, почему Линда Терновая и Трофим Зубарев хо тят стать учителями, а Антон Трещен ко и Зоя Вихрева — ийженерами. А между тем, автор имел все воз можности глубже раскрыть внутренний мир своих героев, их мысли, чувства, стремления даже в рамках данной ком позиции повести. Мы уже говорили, что значительное место в книге занимает описание геоло гического похода. События, происходя щие в походе, даны через восприятие его участников, ведущих дневники. Но записи, сделанные в дневниках Захара Астафьева, Тины Ойкина, Зои Вихре вой, Кеши Евсюкова, ничем не отлича ются друг от друга. Они все сводятся только к описанию различных событий, без раскрытия отношения к ним со сто роны ведущего записи, без всякой инди видуальной оценки происходящего. В дневниках мы не встретим ни одного слова, характеризующего внутренний мир героя, его мысли и чувства. Лю бопытно, что только в дневнике педаго га Андрея Аркадьевича Хромова, кста ти, почти не отличающемся от дневни ков школьников, встречаются записи рассказов руководителя экспедиции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2