Сибирские огни, 1950, № 4

бытия, характеризующие действия кол­ лектива школьников в целом — строи­ тельство стадиона, выпуск журнала, проведение юбилея старого сторожа и энтузиаста школы деда Боровикова, об­ раз которого, кстати, является одним из самых удавшихся в повести. Особенно ярко показывает автор ка­ чественно новый, окрепший и сплочён­ ный коллектив школьников в эпизоде с Трофимом Зубаревым, в котором рас­ сказывается, как товарищи по классу находят путь во-время и очень тактич­ но помочь ученику, переставшему полу­ чать материальную поддержку из-за бо­ лезни матери. Следовательно, сам отбор и последо­ вательность изложения материала помо­ гают донести до читателя идейный за­ мысел автора. Существенным недостатком компози­ ции повести является некоторая растя­ нутость её сюжета во времени. О. Хав- кин, начав повесть с описания событий из жизни восьмиклассников, заканчи­ вает её описанием фактов из жизни уже десятиклассников. Но если события зи­ мы, лета и осени 1 9 3 9 года описаны подробно (двести шестьдесят из трёхсот десяти страниц книги), тс> жизни и учё­ бе героев повести в девятом классе от­ ведено всего три эпизода, а последняя глава книги начинается словами: «Прошёл ещё один год. И вновь на­ ступила весна. Весна 19 4 1 года». Безусловно, что аттестаты окончив­ ших среднюю школу получают уже не те подростки, с которыми мы встреча­ лись на всём протяжении книги, а по­ взрослевшие юноши и девушки, процесс возмужания которых остался вне поля зрения автора и читателей. О. Хавкин поступил 'бы правильнее, закончив по­ весть сразу после разрешения основно­ го конфликта. Последние главы произ­ водят впечатление написанных схематич­ но, торопливо и даже небрежно. К недостаткам композиции повести следует отнести и то, что автор иногда «забывает» своих героев, бросает их на полпути и не раскрывает их образов до конца. Так, например, Митя Влади­ мирский, которому много внимания уде­ ляется на протяжении первой части книги, ни разу даже не упоминается во второй. Автор заставляет Митю, кото­ рый раньше заявлял: «Плевал я на класс!», изменить своё отношение к то­ варищам, но не показывает его равно­ правным и активным членом их кол­ лектива. Мы не встречаем Владимир­ ского ни на строительстве стадиона, ни во время борьбы с наводнением. В повести слишком много действую­ щих лиц, и это обилие персонажей за­ частую приводит к поверхностному рас­ крытию их образов. Многие из героев книги характеризу­ ются лишь одной какой-либо чертой. Так, Тяня Ойкин говорлив и боек, а Захар Астафьев медлителен и нетороп­ лив. Сеня Мишарин увлекается ботани­ кой, Толя Чернобородов пишет стихи, про Трофима Зубарева товарищи гово­ рят, что у «графа дьявольское самолю­ бие», Борис Зырянов отличается физи­ ческой силой. Совсем мало узнают чи­ татели об Антоне Трещенко, Линде Тер­ новой, Серёже Бурдинском и других школьниках. Автор, безусловно, знает школьную среду, реалистически и правдиво описы­ вает её, в повести много ярких красоч­ ных сцен, но недостаточное индивидуа­ лизирование образов действующих лиц снижает художественные достоинства книги. Очень поэтично, например, с под­ линным вдохновением и взволнован­ ностью написана сцена, во время кото­ рой ребята говорят о будущем. Яркая и многообразная жизнь раскрывается перед ними. Они мечтают о том, как их родная Иенда станет центром забай­ кальской цветной металлургии, велико­ лепные города со светлыми школами, больницами, театрами вырастут в глу­ хой тайге. И здесь, на родине, на различных участках социалистического строитель­ ства, они видят себя и своих товари­ щей, ставших инженерами, учителями, журналистами. Ребята выбирают раз­ личные профессии. Но если понятно, почему Сеня Мишарин видит себя в бу­ дущем в цветочном и плодово-ягодном питомнике, —• т. к. на протяжении всей книги подчёркивалась его любовь к бо­ танике, то совсем не ясно, почему Линда Терновая и Трофим Зубарев хо­ тят стать учителями, а Антон Трещен­ ко и Зоя Вихрева — ийженерами. А между тем, автор имел все воз­ можности глубже раскрыть внутренний мир своих героев, их мысли, чувства, стремления даже в рамках данной ком­ позиции повести. Мы уже говорили, что значительное место в книге занимает описание геоло­ гического похода. События, происходя­ щие в походе, даны через восприятие его участников, ведущих дневники. Но записи, сделанные в дневниках Захара Астафьева, Тины Ойкина, Зои Вихре­ вой, Кеши Евсюкова, ничем не отлича­ ются друг от друга. Они все сводятся только к описанию различных событий, без раскрытия отношения к ним со сто­ роны ведущего записи, без всякой инди­ видуальной оценки происходящего. В дневниках мы не встретим ни одного слова, характеризующего внутренний мир героя, его мысли и чувства. Лю­ бопытно, что только в дневнике педаго­ га Андрея Аркадьевича Хромова, кста­ ти, почти не отличающемся от дневни­ ков школьников, встречаются записи рассказов руководителя экспедиции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2