Сибирские огни, 1950, № 4
этого он должен будет изучать жизнь не только по книгам и газетам, но и непо средственно общаясь с людьми — героя ми своих стихов. Он должен будет дать волю непосредственному выражению чувства и не декламировать любовь к современности, а, искренне ощущая её (в чём у нас нет оснований сомневать ся), суметь выразить её убедительно и поэтично. Только будучи взволнован ным, голос поэта сможет вызвать от ветное волнение в читателе. Никакие словесные формулы не способны заме нить живое чувство. Выразить это чув ство, не убив его равнодушной деклама цией, и есть настоящее искусство. Этому должен учиться Е. Астафьев, и, если он поймёт правильно всё ска занное выше, он отыщет верный путь,, как бы это ни было вначале трудно. Но если такая манера писать стихи обусловливается ложным убеждением в том, что для поэзии, кроме относитель ной литературной грамотности и совре менной темы, не нужно ничего иного — ни знания жизни, ни горячего волнения, ни зоркого глаза, он закроет себе до ступ к сердцам людей, и современность пройдёт мимо его стихов, отразившись лишь в их заглавиях, а отнюдь не в са мом существе. Е. СТЮАРТ В сегда Советские дети с самого раннего воз раста воспитываются в коллективе. Дет ский сад сменяет школа, пионерский отряд — комсомольская организация. Поэтому вопрос о роли коллектива в воспитании подрастающего поколения занимает значительное место в детской литературе и всё чаще привлекает вни мание советских писателей. По-новому свежо и интересно' рас сказывается о дружбе и товариществе советских детей в повести писателя-си- биряка О. Хавкина «Всегда вместе», изданной Детгизом в 1 9 4 9 году. Название книги очень точно раскры вает её идейный замысел. Повесть посвящена жизни и учёбе советских школьников в одном из отда лённых уголков нашей страны — на руднике в Забайкальской тайге. Здесь есть школа-десятилетка, при ней создан интернат, в котором живут герои пове сти — восьмиклассники, съехавшиеся из дальних районов на рудник «Новые ключи», чтобы получить среднее обра зование. И вот о том, как из ребят, собрав шихся со всех концов Забайкальской тайги, формируется единый коллектив, связанный настоящей большой дружбой, рассказывает О. Хавкин в своей пове сти. Решающую роль автор отводит вне классной работе с учащимися и прежде всего организации во время каникул ув лекательного геологического похода. «В походе я научился ценить по мощь товарища, чувство дружбы, на учился уважать коллектив»,— пишет в своём сочинении Митя Владимирский, ранее- неоднократно противопоставляв ший себя классу.—«Трудности и испы тания похода заставили меня думать в вм есте первую очередь не о себе, а о судьбе1 общего дела». Автор показывает, что во время по хода школьники находят не только ки новарь, но и драгоценное богатство, на зываемое — «Всегда вместе» — дружбу. «Поход — только начало нашей друж бы!» — заявляет один из героев книги. Возвращаясь домой, ребята мечтают о будущей совместной учёбе и работе. — Построить стадион, в школе ре монт сделать, вечер интересный прове сти, школьный журнал выпускать,— наперебой предлагают они. И мы ви дим, как все их мечты претворяются в яшзнь. Нет таких трудностей, которые бы не преодолел коллектив, говорит О. Хавкин своей повестью. В конце книги её герои оканчивают среднюю школу. «Какие интересные и содержательные годы прожиты, как хо рошо вступить в большую жизнь»,— думают ребята, покидая стены школы. «Где бы мы ни были, мы будем всегда держаться вместе,— говорит на выпускном вечере от лица всех оканчи вающих Тиня Ойкин,— вместе друг с другом, с вами, наши старшие товари щи, с народом, с партией и Сталиным. Всегда вместе». Так последовательно и чётко раскры вает автор основную идею своего про изведения. Эта идея — создание единого друж ного коллектива — раскрывается снача ла в ряде эпизодов, показывающих, как преодолеваются препятствия на пути формирования коллектива: конфликт Кеши Евсюкова и Мити Владимирского, бегство из интерната строптивой Зои Вихревой и так далее. По мере того, как крепнет и сплачивается коллектив, в центре повествования автор ставит со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2