Сибирские огни, 1950, № 4

этого он должен будет изучать жизнь не только по книгам и газетам, но и непо­ средственно общаясь с людьми — героя­ ми своих стихов. Он должен будет дать волю непосредственному выражению чувства и не декламировать любовь к современности, а, искренне ощущая её (в чём у нас нет оснований сомневать­ ся), суметь выразить её убедительно и поэтично. Только будучи взволнован­ ным, голос поэта сможет вызвать от­ ветное волнение в читателе. Никакие словесные формулы не способны заме­ нить живое чувство. Выразить это чув­ ство, не убив его равнодушной деклама­ цией, и есть настоящее искусство. Этому должен учиться Е. Астафьев, и, если он поймёт правильно всё ска­ занное выше, он отыщет верный путь,, как бы это ни было вначале трудно. Но если такая манера писать стихи обусловливается ложным убеждением в том, что для поэзии, кроме относитель­ ной литературной грамотности и совре­ менной темы, не нужно ничего иного — ни знания жизни, ни горячего волнения, ни зоркого глаза, он закроет себе до­ ступ к сердцам людей, и современность пройдёт мимо его стихов, отразившись лишь в их заглавиях, а отнюдь не в са­ мом существе. Е. СТЮАРТ В сегда Советские дети с самого раннего воз­ раста воспитываются в коллективе. Дет­ ский сад сменяет школа, пионерский отряд — комсомольская организация. Поэтому вопрос о роли коллектива в воспитании подрастающего поколения занимает значительное место в детской литературе и всё чаще привлекает вни­ мание советских писателей. По-новому свежо и интересно' рас­ сказывается о дружбе и товариществе советских детей в повести писателя-си- биряка О. Хавкина «Всегда вместе», изданной Детгизом в 1 9 4 9 году. Название книги очень точно раскры­ вает её идейный замысел. Повесть посвящена жизни и учёбе советских школьников в одном из отда­ лённых уголков нашей страны — на руднике в Забайкальской тайге. Здесь есть школа-десятилетка, при ней создан интернат, в котором живут герои пове­ сти — восьмиклассники, съехавшиеся из дальних районов на рудник «Новые ключи», чтобы получить среднее обра­ зование. И вот о том, как из ребят, собрав­ шихся со всех концов Забайкальской тайги, формируется единый коллектив, связанный настоящей большой дружбой, рассказывает О. Хавкин в своей пове­ сти. Решающую роль автор отводит вне­ классной работе с учащимися и прежде всего организации во время каникул ув­ лекательного геологического похода. «В походе я научился ценить по­ мощь товарища, чувство дружбы, на­ учился уважать коллектив»,— пишет в своём сочинении Митя Владимирский, ранее- неоднократно противопоставляв­ ший себя классу.—«Трудности и испы­ тания похода заставили меня думать в вм есте первую очередь не о себе, а о судьбе1 общего дела». Автор показывает, что во время по­ хода школьники находят не только ки­ новарь, но и драгоценное богатство, на­ зываемое — «Всегда вместе» — дружбу. «Поход — только начало нашей друж­ бы!» — заявляет один из героев книги. Возвращаясь домой, ребята мечтают о будущей совместной учёбе и работе. — Построить стадион, в школе ре­ монт сделать, вечер интересный прове­ сти, школьный журнал выпускать,— наперебой предлагают они. И мы ви­ дим, как все их мечты претворяются в яшзнь. Нет таких трудностей, которые бы не преодолел коллектив, говорит О. Хавкин своей повестью. В конце книги её герои оканчивают среднюю школу. «Какие интересные и содержательные годы прожиты, как хо­ рошо вступить в большую жизнь»,— думают ребята, покидая стены школы. «Где бы мы ни были, мы будем всегда держаться вместе,— говорит на выпускном вечере от лица всех оканчи­ вающих Тиня Ойкин,— вместе друг с другом, с вами, наши старшие товари­ щи, с народом, с партией и Сталиным. Всегда вместе». Так последовательно и чётко раскры­ вает автор основную идею своего про­ изведения. Эта идея — создание единого друж­ ного коллектива — раскрывается снача­ ла в ряде эпизодов, показывающих, как преодолеваются препятствия на пути формирования коллектива: конфликт Кеши Евсюкова и Мити Владимирского, бегство из интерната строптивой Зои Вихревой и так далее. По мере того, как крепнет и сплачивается коллектив, в центре повествования автор ставит со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2