Сибирские огни, 1950, № 4
Очевидно, считая, что необходимо уравновесить для читателя подобные «душевные» разговоры с милой, Е. Астафьев включает в этот раздел и примитивную «Песенку», где в обста новке обязательных аксессуаров любов ного свиданья появляется «звеньевая», а в другом стихотворении после разгово ра между матерью и дочерью, кото рый мог происходить и пятьдесят лет тому назад, упоминается о тракто ристе и приводятся слова песни «Ши рока страна моя родная...» Но и «звеньевая» и «тракторист» не убеждают в этом контексте, оста ваясь только словами, которые органи чески не сливаются со всем остальным строем стихотворения. Некоторые стихи Е. Астафьева вы зывают прямой протест. Уже упоминаемое выше стихотворе ние «Хакассия» обрамляют строки о труде поэта, где говорится: «То несли их ('поэтов — Е. С.) ямские кареты, то уносят, гремя, поезда». Если автор хотел сообщить только о том, что прежде ездили на лошадях, а теперь на поезде, то не стоило этой об щеизвестной истине придавать такую многозначительную интонацию, ставя приведённые строки в первой и послед ней строфе стихотворения, а если автор имел в виду сказать, что изменились способы передвижения, но, гонимые беспокойством, поэты всё те же, что и сто лет тому назад, то это просто невер но, т. к. изменились и поэты и их от ношение к жизни и своему труду и, главное, требования к ним, о чём стоит помнить и Е. Астафьеву. Недоумение вызывает и помещенное в « Post-scriptuni » стихотворение «Се вер». Автор полемизирует в нём с какими-то поэтами, которые склонны искать на севере одну экзотику и ахают по поводу трудностей жизни там. Е. Астафьев призывает читателя не ве рить каждому такому «досужему» поэ ту, говоря, что «он лишний среди нас». Он противопоставляет подобным поэтам себя и не очень скромно претендует на роль стихотворца, который расскажет «вовсе не об этом», а о чём-то самом главном. Мы знаем, что большинство совет ских поэтов, творчество которых идёт в основном русле пашей поэзии, и пи шет о самом главном — о жизни и о людях, творящих жизнь и переделываю щих суровую природу. В частности, о севере написано немало хороших стихов и совершенно необъяснима запальчи вость, с которой разговаривает Е. Ас тафьев. Утверждение его, что он, в про тивовес другим поэтам, расскажет о са мом главном, выглядит по меньшей ме ре неосновательно: на примере многих его стихов можно убедиться в том, что именно от Е. Астафьева, чаще, чем от любого другого, это главное и усколь зает. Не удалось отразить его и в этом стихотворении: всё, что говорит о севе ре сам автор, выглядит не ново — это скучное перечисление опять-таки лишь внешних признаков явления, общие фразы о «стройках-великанах», кото рые «день и ночь гремят, дымят во круг» . И вновь, как в стихотворении «Сибирь», ничем, на наш взгляд, не оправданный кивок в сторону Америки, как критерия для оценки пашей мощи: Здесь станет ГЭС, Что и не снилось Штатам... А в стихотворении «Сибирь»: Не сравню я с нею (с Сибирью) ни Клондайк, ни Рур... Зачем же непременно сравнивать? Можно было бы указать на многие мелкие погрешности в стихах Е. Ас тафьева, характеризующие его недоста точную требовательность к себе. Напри мер, желая сказать о твёрдости взгля да, -он пишет: «И смотрю я твёрдыми глазами». Или, говоря о сибирской де ревне, называет девушку «дивчиной», а в другом стихотворении сообщает, что «ночь, как бурка, упала», совер шенно не считаясь с тем, что слова «дивчина» и «бурка» в данном случае не локальны. Примеров такого неумелого обраще ния со словом у Е. Астафьева немало, но сейчас задача рецензента должна, очевидно, заключаться не в том, чтобы указать поэту на отдельные неудачные строки. Беспокойство за судьбу молодого ав тора заставляет говорить о самом глав ном недостатке его творчества: печать поверхностности и холодной декламаци онное™ лежит на стихах Е. Астафьева, несмотря на то, что написаны они на близкие читателю животрепещущие те мы современности. При наличии этого основного недо статка стихи не могут быть спасены от дельными удачными строками и стро фами, даже если бы они и оказались в наличии. Если эта манера писать стихи про изошла от ложного понимания задач поэта или явилась следствием дурного влияния каких-то, отнюдь не лучших образцов поэзии, то самое важное — заставить автора понять ошибочность своих творческих позиций, обновить ар сенал поэтических средств, отказаться от штампов и в словесных выражениях и в решении тем, т. к. важные, боль шие темы могут быть снижены, дискре дитированы в стихах, написанных без должной глубины, свежести, страстно сти. Когда он сделает это, перед ним встанет другая, не менее сложная зада ча — начать писать по-иному. А для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2