Сибирские огни, 1950, № 4
довольно общими фразами. Кондырев этого не сделал, и стихотворение проиг рало в художественной убедительности, полноценного образа не получилось. В других стихах эти недостатки чувствуют ся ещё сильнее. И нужно сказать, что поэт сам ограничивает свои творческие возможности. Какой, например, богатейший мате риал даёт поэту напряжённая, разнооб разная и вдохновенная работа строите лей железнодорожной трассы! На мно жестве конкретных жизненных деталей мог бы наблюдательный поэт раскрыть лучшие черты советского человека: его любовь к Родине, упорство, настойчив вость в достижении цели, спаянность с коллективом. Эти благородные черты мы видим часто даже в рядовой газет ной заметке. Но вот за эту же тему бе рётся JI. Кондырев. Он пишет стихотво рение «Строители туннелей». И удиви тельное дело: строителей мы не видим. Из двадцати четырёх строчек стихотво рения мы узнаём только: На сопку по горному кряжу Поднялись они без дорог... Под стан они взяли площадку В долине, закрытой с боков... Направлен удар динамита Отсюда был к центру горы... Дробились за глыбою глыба Под натиском армий труда... Вот и всё. Есть внешние (и то не самые характерные) приметы работы строителей туннелей, а главного нет: нет живых людей, нет их характеров. Остальные строки не имеют прямого от ношения к строителям. Кукушка на пихте узнала, Припомнив рассказы ветров, Хозяев огня и металла — Туннельных работ мастеров. Но ведь тот факт, что кукушка облада ет хорошей памятью, больше характери зует кукушку, чем «туннельных работ мастеров». Заслышав грома над туннелем У дальних речных переправ, Ветвями строителям ели Махали, вдоль просеки встав. И эта художественная деталь ничего не прибавляет к тому немногому, что мы узнали о рабочих. Кстати, нельзя здесь не заметить, что подобные «детали» уже на протяжении многих лет кочуют у Кондырева из одного стихотворения в другое. Они стали своего рода поэтиче ским «привеском». Их можно прице пить к стихотворению на любую тему. Строителей туннелей узнаёт кукушка, им машут ели. Бойцов из стихотворе ния «Лыжный кросс» узнают белки («по ельнику прыгали белки, знакомые шапки узнав»). Нашёл золотоискатель золото, и тотчас же — На удачу ту на скате Заглядевшись, ветер стих. Это в новых стихах. А в старых (цикл «Мастера») — о делах плотника «бе рёзы долго шепчутся в садах»; в стихо творении о свинарке — «легко переско чив заплот, ей ветер руку подаёт» и т. д. Пусть о людях труда шепчутся берё зы, кедры, пусть их узнают птицы и животные, пусть им ветер пожимает руки, смотрит на них, разговаривает с ними — не это главное. Главное — люди, показанные в труде, в коллекти ве. А людей Кондырев настойчиво от тесняет на задний план. Вот стихотворение «Лагерь». Поэт взял очень интересную тему — лагерная, жизнь советских воинов. Но к разреше нию её он опять подошёл совершенно неправильно. Бойцам посвящено всего несколько строк. Более активно в сти хотворении действуют другие «герои»: «запела сойка на лесине», «дубняк ударил по разлогам», «стучали дят лы» , «лисица тявкнула за стогом». Разве имеет всё это обязательное отно шение к военному лагерю? Конечно, нет! И мы вовсе не думаем, что Л. Кон дырев не понимает этого сам, Написать хорошие стихи о людях — куда труд нее! Такие стихи не напишешь без хо рошего знания жизни. А знания жизни у Кондырева, видимо, нет. Он имеет отдалённое, иной раз даже неправиль ное представление о том, о чём пишет. Именно1к такому выводу приходишь, когда читаешь его стихотворение «Зо лотоискатель» из раздела «Лесное солнце». Герой этого стихотворения Манков показан кустарём-одиночкой. Он при ходит к золотоносному таёжному клю чу, до богатств которого «старатель сам своим умом достиг». Эти богатства on и называет по-старательски «уда чей». Дальше о Майкове рассказывают ся просто неправдоподобные вещи: он орудует, как и любой кустарь-одиночка, лотком да киркой, но перед его кир кой — Расступались все долины... Раскрывали сопки клады Перед нею в лозняке. Если бы Кондырев хоть немного знал о работе наших советских золотоискате лей, он, наверное, не стал бы идеализи ровать лоток и кирку и, по всей веро ятности, написал бы стихи о прииско вых рабочих, а не о старателе, что не является сейчас типичным. Следует за метить также, что и в этом стихотво рении не обошлось без птичьих стай и белок. Особенно много последних: «мо лодые белки лавой (!) в гости шли к нему с яруг» (кстати, почему именно «молодые» ?). Мало взять хорошую, нужную тему. Её требуется ещё правильно и глубоко разрешить. Не трудно поставить перед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2