Сибирские огни, 1950, № 4
условий наиболее жестокой эксплоата- ции рабочих.* Принятый демократическим прави тельством закон о труде устанавливает 40-часовую рабочую неделю, обяза тельное социальное страхование и вве дение оплачиваемых отпусков. Прави тельство способствует развитию проф союзов, которые через комитеты рабо чих на заводах и комитеты служащих в учреждениях контролируют выполне ние этого закона. Вьетнамская конфе дерация ' труда насчитывает свыше 3 0 0 тысяч членов и входит во Всемирную федерацию профсоюзов. Лучшим про изводственникам ежегодно присуждают ся премии и присваивается звание Ге роя Труда. Демократическая республи ка одержала победу не только над голо дом. Она выиграла её и над .народной темнотой, которую культивировали французские империалисты. Хвастовству французов своей цивили заторской миссией в колониях не было конца. Но их разоблачала собственная же статистика. Так, отчёт министерства просвещения, фигурировавший на Ин тернациональной колониальной выстав ке 19 3 1 года, воинственно заканчивает ся следующей тирадой: «Тем лицам —• туземцам или ев ропейцам, — которые так громко отри цают школьную работу Франции в Индо китае, мы предъявляем 4 0 0 тысяч де тей, каждое утро переступающих поро ги наших школ».** 4 0 0 тысяч на 25-миллионный Индо- китайский Союз, т. е. один и шесть десятых школьника на сотню жителей. Слов нет: достижение изумительное! Да и могло ли быть иначе, если расхо ды на народное образование составля ли 2 ,3 процента бюджета всего Индо- китайского Союза. В необычайно трудных условиях во енных действий и борьбы с голодом приступило правительство Хо Ши Мина к осуществлению плана культурного строительства. Предстояло привлечь 10 процентов грамотного населения к обу чению 90 процентов неграмотных. Средств было в обрез. Правительство имело возможность оплачивать (и то в самом скромном размере) лишь труд государственных служащих и школьных учителей. На помощь правительству пришла интеллигенция, заявившая о своей го товности безвозмездно отдать себя делу народного образования. Благодаря это му Народной службе просвещения (Вин дан хок ву) удалось в течение одного года открыть 60 тысяч общественных училищ, обеспечить их штатом в 80 * В. Васильева, «Индо-Китай», стр. 148. ** Teachinq in French Jndochina. In ternational colonial Exhibition Paris, 1931, p. 17. тысяч бесплатных учителей и обучить грамоте на родном языке 2 ,5 миллиона людей. * По последним данным, за четыре года через школы пропущено около 8 миллионов человек. В целом ряде про винций неграмотность ликвидирована полностью. Недавно вьетнамское радио передало, что Хо Ши Мин поздравил районы провинций Футо с успешной ликвидацией неграмотности населения, отметив, что, несмотря на террор фран цузов (так как школы ликбеза действо вали и на оккупированной врагами тер ритории), работа здесь велась .непре рывно.** Демократическое правительство (в чём его огромная заслуга перед наро дом) сделало образование не только обязательным и бесплатным, но и до ступным именно тем слоям населения, которые в прошлом .не смели и мечтать о нём. Вместо нескольких сотен на чальных и высше-начальных школ, существовавших во всём Индо-Китае, теперь их создано 2 .1 5 0 и ими только в Южном Вьетнаме охвачено 8 0 0 ты сяч детей. Организованы 32 средних школы, созданы новые колледжи и ли цеи. Рабочие и крестьяне заполнили классы школ и аудитории университета Вьетнама, института экономических и социальных наук, литературного инсти тута, двух медицинских институтов и высшей юридической школы. Все эти учебные заведения открыты после про возглашения республики. Но желающих учиться так много, что охватить всех государственными школами пока ещё нет возможности. Поэтому статья 15 Конституции разрешает организацию частных школ при условии, конечно, что они будут пользоваться правитель ственными программами. Преподавание в школах, институтах и университете ведётся на вьетнамском литературном языке, в основе которо го лежит тонкинское наречие, а в рай онах, населённых национальными меньшинствами — на их родных языках. Французские правители готовили учащуюся молодёжь к жалкой роли ту земных прислужников чужестранных хозяев. Её воспитывали в духе буржу азного космополитизма, преклонения перед всем французским и презрения к своему национальному. Школа ново го Вьетнама воспитывает свободных людей, преданных идеям демократии, любящих родину, свою культуру и свой язык, имеющих необходимые тру довые навыки, строителей новой жизни. Демократическое правительство при влекло к участию в управлении госу * Демократическая республика Вьетнам, стр. 36. * * «Правда», 1/II-1950 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2