Сибирские огни, 1950, № 3
— ценный, нужный вклад в литерату ру». Проявлением беспринципности яв ляется и тот факт, что С. Кожевников в 1 9 4 9 году переиздал в непереработан- ном виде свою старую статью о творче стве А. Мисюрёва, в которой непомер но расхваливаются рассказы А. Мисю рёва и почти совсем замалчиваются су щественные недостатки в его творче стве. На путь вредного захваливания очень слабой и во многом ошибочной повести В. Куликова «Маргарита Васильевна» встал критик И. Зайцев, выступивший со статьёй на страницах «Алтайской правды». В. Куликов, молодой писа тель, в своём первом произведении не сумел справиться с поставленной перед собой задачей—показать советскую шко лу, деятельность советских педагогов. Многие учителя, о которых повествует автор, выглядят очковтирателями, не привлекательными людьми. Молодая учительница, выступившая против очко втирательского завышения оценок уче никам, изображена одиночкой. Да и са ма она — во многом фальшивый образ. Колхозники изображены отсталыми людьми. Язык повести безграмотен, за сорён вульгаризмами. И вот об этой повести критик И. Зай цев пишет: «Знание жизни позволило Куликову поднять интересную, волную щую каждого педагога тему... Автор ис пользовал богатый жизненный мате риал (?). Повесть изобилует яркими сценами, художественными деталями, выхваченными из самой жизни». Такое безудержное захваливание, вместо прямого указания автору на идейную неполноценность и художест венную беспомощность его первого про изведения, может только причинить вред. Пример того, как нужно выполнять указания партии о принципиальности и о непримиримости в борьбе с недостат ками в художественных произведениях всем нам дал писатель Михаил Бубен цов в опубликованной в «Правде» статье о романе Валентина Катаева. Автор романа «За власть Советов» Ва лентин Катаев — талантливый писатель, имеющий немалые заслуги перед совет ской литературой. Но в последнем сво ём произведении он допустил неверное изображение партии, отступил от прав ды жизни в освещении большевистского подполья во время Отечественной вой ны. М. Бубениов прямо, резко, принци пиально вскрыл все коренные недостат ки романа. И, конечно, истинным дру гом писателя Катаева оказался М. Бу бенцов, а не те критики, которые, боясь его обидеть, умалчивали о крупнейших идейно-художественных недостатках ро мана. * Партийная печать неоднократно вы ступала против заушательской критики. Однако такого рода критика всё ещё- «имеет хождение». Критик Т. Кулькова выступила со статьёй о романе Ольги Марковой «Семья» («Советская Сибирь», 6 ян варя 1 9 5 0 г.), в которой совершенно зачеркнула это произведение. Писательница О. Маркова взяла но вую и трудную тему. Тема семьи в на шей литературе разрабатывалась мало и почти всегда ограничивалась взаимо отношениями мужа и жены, конфликтом любовным. Проблема воспитания, про блема материнства затрагивалась почти всегда только вскользь. О. Маркова по пыталась по-новому дать современную советскую семью, попыталась показать, что связывает людей в такой семье, на чём она держится. Во главе семьи писательница поста вила мать, старую женщину-вдову, жен щину простую, без образования, и су мела показать, как эта женщина усваи вает основные уроки новой жизни, ста новится общественницей, носительницей новой советской морали. Этот образ на рисован обаятельным. Хороша и моло дёжь — девушки Рита и Тася с их го рячим стремлением помочь фронту, с их честностью перед собой и перед жизнью. Запоминается и обаятельный образ под ростка—ученика ремесленного училища: Пети. В романе много тонко подмеченных в жизни положений, чёрточек человече ских характеристик. Но в романе есть, немало и недостатков. Образ партийно го руководителя только бегло намечен, но никак не развит, вместо живого че ловека в романе представлена ходячая схема. Желая показать, что семья не1 без урода, автор оглупил образ Антони ны. Не дорисован образ инженера-ме- таллурга Марии. Плохо написан сын Сергей. В романе есть много погрешно стей в языке. Очень рыхла композиция, нет напряжённой и чёткой сюжетной линии. Редакция «Сибирских огней» напе чатала роман в явно недоработанном виде. И рецензент имел все основания сказать об этом, подвергнуть роман кри тике. Но критик Т. Кулькова вместо того, чтобы проникнуть в сущность произве дения, отыскать в нём и решительно поддержать всё новое, передовое, что удалось автору увидеть в жизни, ука зать на недостатки и тем самым помочь автору устранить эти недостатки — вста ла на путь одностороннего разбора ро мана и просто неправильного изложе ния его. Т. Кулькова заявляет, что «чита тель не видит в Коржавиной ни матери-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2