Сибирские огни, 1950, № 3
ном изображении» и что очерковый и -публицистический разделы в «Сибир ских огнях» «носят случайный харак тер» и что «редакция печатает первый попавшийся под руку материал». Редакция «Советской Сибири» опуб ликовала всё это без единой оговорки, -сделав вид, что она забыла напечатан ную ею нее статью, в которой утвержда лось прямо противоположное. А в этой статье написано было буквально сле дующее: «Очерк, который всегда преж д е был одной из наиболее плодотвор ных частей сибирской литературы, по лучил новое развитие. Причём, дело не столько в появлении большего количе ства очерков, сколько в повышении их идейно-художественного уровня и преж де всего в том, что современные трудо вые будни рабочего и колхозника нахо дят правильное отражение... Нужно ска зать, что и в публицистике за эти два года произошли изменения к лучшему. Если раньше этот жанр был редким го стем на страницах «Сибирских огней», то теперь такой отдел и с довольно раз нообразной тематикой есть в каждом номере журнала. Известные сдвиги принципиального характера произошли и в творчестве ряда поэтов». На какую из этих, исключающих друг друга, оценок должна была ориен тироваться редакция «Сибирских ог не», какой из них должен был верить читатель? Противоположность оценок особенно часто испытывает на себе писатель А. Коптелов. После опубликования его повести «Снежный пик» газета под вергла это произведение резкой крити ке. В рецензии говорилось, что ни по ложительные, ни отрицательные обра зы повести «не могут быть признаны полноценными». Прошло некоторое время, и газета дала уже совершенно противополож ную оценку повести, заявив, что это — удача писателя, что на фоне чудесной алтайской природы писатель нарисовал путь мужественной группы альпинистов и что «от повести веет бодростью и здоровьем». В 1 9 4 8 году А. Коптелов выступил с повестью «Навстречу жизни». 14 ав густа 1 9'48 года газета заявила о ней: «Повесть «Навстречу жизни» — произ ведение, которое, как всякое бледное отражение чужого света, не взволнует, ничем не обогатит нас». 1 апреля 1 9 5 0 года «Советская Си бирь» вновь вернулась к этому произ ведению, напечатав статью М. Колобко- ва, в которой рецензент поздравляет автора с несомненной творческой уда чей, а читателя — с интересной нужной книгой. Здесь, кроме обычной противоречи вости в оценке, дезориентирующей чи тателя и писателя, газета допускает ещё одну ошибку: чрезмерное захвали вание. Конечно, повесть А. Коптелова не является всего лишь «бледным отра жением чужого света» (дневника инже нера А. Кошурникова), как утвержда лось в первой рецензии, но она и не даёт повода к чрезмерным восторгам. Повесть хорошо задумана, в ней есть ряд жизненно правдивых, по-настояще му волнующих сцен. Ыс в художествен ном отношении это произведение А. Коптелова, даже после некоторой его доработки перед отдельным изданием, страдает многими недостатками: и в по строении конфликта, и в сюжете, и в композиции, и в языке. Не заметить этого, не указать на это автору — зна чит оказать ему медвежью услугу, зна чит написать статью, которая больше напоминает дифирамбы, нежели крити ческое выступление. Партийная печать много раз указы вала критикам на недопустимость захва ливания слабых произведений, на обя зательность при оценке художественных произведений исходить не из приятель ских отношений, не из ложного опасе ния — как бы не обидеть писателя,— а из интересов народа, государства. За хваливать плохие произведения — это значит причинять вред развитию совет ской литературы. Литературная крити ка должна быть, прежде всего, принци пиальной. Этой принципиальности не проявила «Советская Сибирь» в оценке повести А. Коптелова «Навстречу жизни». Этой принципиальности не хватает некото рым критическим выступлениям и на страницах «Сибирских огней». «Литературная газета» в номере за 17 мая 1 9 5 0 г. справедливо критикует статью А. Смородина («Сибирские ог ни», № 1, 1 9 4 9 г.), в которой есть такие косноязычные, ежеминутно само- опровергаемые утверждения о книге стихов Ю. Гордиенкс: «Стихотворе ния... могут показаться... перепевом, хотя и на свой голос знакомых мотивов. Но и в этих стихотворениях... есть его собственное отношение... А взятые вме сте, эти стихи, хотя и с недостаточной самостоятельностью, воссоздают...» и т. д. Опасаясь «обидеть» писателя, кри тик, в ущерб принципиальности, стал на путь максимально обтекаемых фор мулировок. Такой же беспринципной была оцен ка романа Г. Маркова «Солдат пехоты» в статье В. Владимирова «Заметки о прозе 1 9 4 8 года» («Сибирские огни», № 1, 1 9 4 9 г.). Бегло указав на неко торые недостатки этого произведения, которые оно действительно имеет, кри тик, исходя из побочных, а отнюдь не из принципиальных соображений, зая вил: «Солдат пехоты» — талантливое, яркое произведение», «роман Маркова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2