Сибирские огни, 1950, № 3
Многие критики в своих статьях это го не делают. Не применяют они также анализа рецензируемого произведения в ■связи со всем творческим путём того или иного писателя. А это значит, кри тики лишают себя возможности более конкретно и в то же время широко про анализировать новое произведение и бо лее убедительно показать читателю и писателю слабые и сильные его сто роны. Критик Б. Рясенцев выступил в «Си бирских огнях» с правильной в основ ном статьёй о поэме А. Смердова «Пушкинские горы», в которой он за явил, что эта поэма — «произведение сильное, интересное, воспевающее мо ральную красоту советского человека, неисчерпаемое богатство его души, его беззаветный патриотизм». Но в статье нет ни одной строчки о предыдущих произведениях поэта, ни одного абзаца о советской поэзии в целом, о том ме сте, которое поэма занимает и может занять в общем строю советской по эзии. Б. Рясенцев хорошо изложил содер жание поэмы, отметил композиционные недостатки, несколько неудачных, недо работанных строф, но уклонился от ху дожественной оценки поэмы, не рас смотрел живую ткань, которая, собст венно, и делает её поэтическим произве дением. Этим недостатком страдают многие и многие критические статьи, напечатан ные в областных и краевых газетах и в нашем журнале. Вот, например, в «Советской Сибири» была напечатана статья И. Сотникова о романе А. Воло шина «Земля Кузнецкая», в которой пространно пересказано содержание ро мана и совершенно не дано анализа его идейно-художественных особенностей. По этому принципу построены рецен зии, опубликованные в «Сибирских ог нях», И. Гольдберга — на роман Попо ва «Сталь и шлак», А. Высоцкого — на роман Мальцева «От всего сердца». Прочтя все эти статьи одну за другой, читатель может подумать, что романы А. Волошина, В. Попова, Е. Мальцева отличаются друг от друга только темой, сюжетом и именами героев. Читатель не увидит из этих статей творческого свое образия того или иного писателя, осо бенностей его дарования, а писатель не узнает, в чём он ещё слаб как худож ник, чего ему не хватает для полноцен ного и глубокого изображения совет ских людей. В прошлом году партийная печать вскрыла существенные идейно-художест венные ошибки и недостатки в пьесах А. Софронова и Вадима Кожевникова. На критическом разборе этих пьес пар тийная печать поставила перед писате лями вопрос о повышении художествен ного качества произведений и о принци пиальности критики. Партия всегда тре бовала от писателей высокого художест венного уровня своих произведений. А. А. Жданов, выступая на Всесоюзном съезде писателей, говорил: «Быть ин женерами человеческих душ — это зна чит активно бороться за культуру язы ка, за качество произведений... Нам нужно высокое мастерство художествен ных произведений». Наша критика — и в журнале «Си бирские огни», и в областной газете «Советская Сибирь», и в других об ластных и краевых газетах Сибири — всё ещё игнорирует вопросы мастерства. Она забывает, что высокое идейное со держание произведения только тогда приобретает всю силу эмоционального воздействия на читателей, когда оно бу дет выражено в совершенной художест венной форме. Только пересказывать содержание, только излагать то, что автор задумал и кого изобразил, не разбирая то, как автор выполнил замысел, как он вылепил своих героев, — это значит ук лоняться в сущности от подлинной кри тики произведения. * * # В числе многих недостатков литера турной критики часто приходится встре чаться с противоречивостью оценок од них и тех же произведений в статьях, появляющихся на страницах одного и того же печатного органа. В номере за 10 июля 1 9 4 9 года в редакционной статье «Советская Си бирь» заявила: «За три года новоси бирские писатели не создали н и о д н о г о (подчёркнуто мною. — С. К.) выдающегося большого общественно-по литического значения произведения о послевоенной жизни». Вслед за этим, буквально через два дня (1 3 июля), та же газета напечатала статью, в которой было сообщено: «Бесспорно, роман А. Волошина — значительное произве дение, несущее заслуженный успех и автору и журналу». Которому из этих утверждений дол жен верить читатель? Может быть, роман А. Волошина по явился в печати в промежуток между 10 и 13 июля? Конечно, нет! Роман печатался в течение нескольких меся цев и к моменту появления первой статьи был уже полностью опубликован. В январе" 1 9 4 9 годэ газета напеча тала обзорную статью И. Зобачева. В этом критическом опусе было много за ушательства и мало желания объектив но, заботливо, по-хозяйски разобраться в произведениях писателей-сибиряков. Критик безапелляционно и бездоказа тельно заявил, что «в большинстве сти хов как старых, так и молодых поэтов, преобладает тема Сибири в её пейзаж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2