Сибирские огни, 1950, № 3
ские статьи часто стоят иа низком уров не, объясняется, в частности, тем, что у нас не было критики критиков, не бы ло литературных дискуссий. Одним из существенных пороков кри тических статей является то, что в них нет широкого политического подхода к литературным произведениям. Критики часто забывают, что в своих выступле ниях они должны быть страстными пар тийными публицистами, и поэтому не могут и не должны, разбирая литера турное произведение, замыкаться толь ко в кругу освещённых в произведении тем и вопросов. Критическая статья не может быть без сопоставлений, обобще ний, политических выводов. Тов. Жданов, определяя задачи со ветской литературы, указывал, что она должна «смело бичевать и нападать на буржуазную культуру, находящуюся в состоянии маразма и растления». Да, это может и должна делать наша лите ратура и литературная критика. Литера турно-критические статьи должны быть, прежде всего, политически острыми, во инственными, наступательными. Благодарный материал для этого да вал критикам, например, роман Сергея Маркова «Юконский ворон», роман об Аляске, о русских людях, которые от крыли и осваивали Аляску, о блестяще образованных, просвещённых русских мореплавателях, стремившихся к возве личению нашей Родины. Роман был на печатан в те дни, когда американские империалисты подняли бешеный шум о превращении Аляски в военный плац дарм для нападения на Советский Союз. Критик Лев Левин в статье, напеча танной в газете «Советская Сибирь», дал высокую оценку роману, но разо брал его с узко литературных позиций. Критик отметил, что писатель создал «чрезвычайно удачный образ старого индейца Кузьмы» и что писатель знае?г, как передать на бумаге картину север ного сияния, серебряный грохот водопа да, кружение радужных птиц над рас крывшимися цветами, и, заявив, что «в романе есть та поэтическая атмосфера, которая сразу покоряет читателя», кри тик поставил точку. Л. Левин не заметил «мелочь» — политическую «атмосферу», в окруже нии которой родился и начал жить ро ман. Он не сказал ни одного гневного слова в адрес американских империали стов, орудующих сейчас на Аляске. Он не обмолвился ни одной фразой, возве личивающей героический русский на род, который, как говорил Горький, «в лице Дежнева, Крашенинникова, Хаба рова и массы других землепроходцев, открывал новые места, проливы — на свой счёт и за свой страх». В 1 8 5 9 году в статье «Россия и Польша» А. Герцен писал о том, что «Англией восхищаются за то, что она «выступает за берега, переплывает за., океаны и создаёт новые миры. Но так ли смотрят на подвиги колонизации Си бири, на её почти бескровное завоева ние? — спрашивал Герцен. — Горсть казаков и несколько сот бездомных му жиков перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали уста лые кучки в мёрзлых степях, забытых природой, закипала жизнь... И такие колоссальные события, — совершенно справедливо возмущался Герцен, — ед ва помечены историей». Казалось бы, вот всё это и должен был «поместить» советский критик, вы ступающий со статьёй о романе об Аляске, которая была открыта и осваи валась русскими людьми, перешедшими «на свой страх океаны льда и снега».: Он этого не сделал, так как к литера турному произведению подошёл аполи тично, с формалистических узколитера турных позиций. К сожалению, «метод» Л. Левина в разборе и оценке художественных про изведений применяется некоторыми и другими критиками. Одной из слабостей литературной критики является то, что произведения оцениваются ею изолированно, вне свя зи с советской литературой в целом, с развитием творчества данного писателя. Думалось, что недостаток такого подхо да в критике для всех сейчас очевиден. Но, оказывается, есть ещё критики, ко торые именно этот недостаток стремятся выдать за единственно правильный ме тод литературной критики. В номере за 2 5 апреля 1 9 5 0 года в «Советской Си бири» напечатана статья Н. Протопопо ва, в которой он критикует И. Сотнико- ва за то, что, обозревая советскую литературу о труде, не ограничился си бирскими произведениями, а сосредото чил своё внимание и на произведениях писателей не сибиряков: В. Ажаева, Е. Мальцева, В. Пановой, В. Игишева. «Нам думается, — утверждает Протопо пов, — что свой анализ И. Сотников должен был построить в основном на произведениях сибирских писателей и тем самым оказать им прямую помощь в их большой работе». Нет, построив анализ только на про изведениях писателей-сибиряков, хотя бы только «в основном», вне связи с об щим процессом развития всей советской литературы, без сравнений с лучшими образцами советской литературы, кри тик не смог бы «оказать им прямую помощь». И недостатки и победы си бирских писателей наиболее убедитель но и наиболее правильно можно пока зать только тогда, когда их произведе ния будут рассматриваться в тесной связи с развитием всей советской лите ратуры, когда они будут оцениваться как одно из органических звеньев лите ратурного процесса во всей стране.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2