Сибирские огни, 1950, № 3
западную драматургию. Было вскрыто также пагубное влияние школы Веселов ского на сибирскую фольклористику. Критика помогла ошибавшимся писа телям увидеть политические пороки в своих произведениях, преодолеть их и направить своё творчество по единствен но правильному пути, по пути социали стического реализма. Одним из активно работающих сибир ских писателей является поэтесса Елиза вета Стюарт. Но в её творчестве было далеко не всё благополучно. Наряду со стихами активными, воспевающими со ветскую жизнь, поэтесса написала нема ло созерцательных аполитичных стихо творений. В некоторых её стихотворени ях из военного цикла было любование страданием, чрезмерный интерес к про блеме преодоления страдания, причём это преодоление поэтесса не всегда изо бражала правильно. Литературные критики резко высту пили против созерцательности, против любования страданиями, против элемен тов упадничества, в творчестве Е. Стю арт. И это, несомненно, помогло ей. Поэтесса преодолевает этот порок в сво ём творчестве. Она расширила тематику своих стихов и в последнее время напи сала ряд хороших поэтических произве дений на темы труда советских людей. Нам кажутся правильными и полез ными статьи И. Сотникова о стихах К. Лисовского, напечатанные в «Совет ской Сибири» и в «Сибирских огнях». Критик указал (и убедительно доказал это), что от ряда стихов К. Лисовского о Севере «веет пассивной созерцатель ностью, эстетским любованием полярной экзотикой, чувствуется оторванность по эта от нашего времени». Критик пра вильно подсказал поэту пути преодоле ния его серьёзных недостатков. Статьи И. Сотникова, несомненно, благотворно скажутся на дальнейшем творческом пу ти К. Лисовского. Своевременными были критические выступления А. Дрёмова в «Правде» и в «Советской Сибири» об ошибках и недостатках повести Г. Маркова «Сол дат пехоты». Можно отметить и ещё ряд критических статей, которые прямо, резко, по-партийному критиковали те или иные произведения писателей-сиби- ряков и тем самым помогали им понять слабости и ошибки в своём творчестве. В заслугу литературной критике в Сибири надо поставить и то, что она подняла, популяризировала такие та лантливые книги писателей-сибиряков, как «Земля Кузнецкая» А. Волошина, «Даурия» Конст. Седых, «Строговы» Г. Маркова, «Пушкинские горы» А. Смердова и др. Хотя надо сказать, что критики не отметили ряд недостат ков, которые есть в этих произведениях. А они должны были это сделать, т. к. сплошные дифирамбы никогда не спо собствовали и не могут способствовать дальнейшему росту писателя. Пленум правления Союза советских пи сателей отметил, что, несмотря на неко торые достижения, литературная крити ка, по сравнению с развитием художест венной литературы, слаба, она не только отстаёт от общего развития литературы, она особенно слаба перед лицом тех за дач, которые перед нею встают. Это полностью относится и к литера турной критике в Сибири. Обычно гово рят, что у нас в Сибири мало критиков. Это неверно. В Новосибирске, напри мер, с критическими статьями выступа ет не меньшее число людей, чем с худо жественными произведениями. Такое же соотношение существует в Иркутске, Красноярске, Омске. И тем не менее критика у нас явно отстаёт от общего развития литературы в Сибири. Литера турная критика у нас слаба. Многие товарищи не повышают своей квалификации критиков, не утруждают себя учёбой, упорной работой, а зани маются литературной критикой люби тельски, дилетантски. Критики в Сибири идут по линии наименьшего труда: не выступают с обобщающими статьями, а ограничивают себя рецензиями на отдельные произве дения. Кроме двух-трёх статей, до сего времени не создано солидных трудов на большие проблемные темы.. Критики не выступают с обзорами. До сего времени не написано ни одной работы, которая на материале новых ху дожественных произведений определила бы, например, задачи советской литера туры в развитии той или иной темы. А ведь ещё А. М. Горький указывал на важное значение обзоров советской ли тературы по темам. «Очень полезно выяснить, — писал Алексей Максимович, — как изменяется тема из года в год? Рассматривая рабо ту литературы так, можно притти к вы водам весьма поучительным». Таких поучительных выводов наши писатели не получили от критиков, а это значит — критики не проделали очень важной работы, которая помогала бы литературе'итти вперед. После Октябрьской социалистической революции возникла литература у наро дов Сибири, которые раньше не имели даже письменности. Писатели алтайцы, шорцы, ненцы, эвенки, манси, якуты, буряты, хакассы создали свою литера туру. Не трудно представить, как нуж даются в помощи писатели этих народов и как много могли бы сделать критики для успешного роста литературы в на циональных районах, областях и респуб ликах. Но ничего, кроме рецензий на отдельные книги и одной-двух статей, наши критики не написали. Развитие литературы среди малых народов Сиби ри глубоко не изучалось и не изучается..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2