Сибирские огни, 1950, № 3

кого колорита, не добиваются, чтобы их произведения на местном сибирском ма­ териале по своим идеям, образам, по си­ ле обобщения поднимали бы общие во­ просы и проблемы современности и что­ бы они были написаны высокохудожест­ венно. В одном из писем в Сибирь A. М. Горький советовал писателям: «Не берите сибирские темы слишком узко». Этот совет великого писателя всё ещё не выполняется в полной мере. *** Активизировать литературную жизнь в Сибири, преодолеть отставание лите­ ратуры от жизни, поднять идейно-худо­ жественный уровень произведений — одна из главных задач сибирских писа­ тельских организаций. Большую по­ мощь в этом отношении может и долж­ на им оказать литературная критика1. В постановлениях ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, в указаниях B. И. Ленина и И. В. Сталина со всей силой и с предельной ясностью подчёрк­ нуто огромное значение критики и на­ правляющая её роль в развитии совет­ ской литературы. Критика должна быть страстным политическим борцом против всех и всяческих проявлений буржуаз­ ной идеологии в литературе, она долж­ на быть другом, помощником, наставни­ ком советским писателям. Она должна помогать .писателям создавать такие про­ изведения, которые, как говорил тов. Жданов, показали бы высокие качества советских людей, показали бы наш на­ род не только в его сегодняшнем дне, но и заглянули бы в его завтрашний день, помогли осветить прожектором путь вперёд. Вопрос о литературной критике был предметом специального обсуждения на последнем' пленуме правления ССП СССР. «Постановление ЦК ВКП(б) о журна­ лах «Звезда» и «Ленинград», — ска­ зал т. Фадеев в своём докладе на этом пленуме, — помогло нам, советским пи­ сателям, глубоко осознать ленинский принцип партийности литературы — ос­ нову основ литературы строящегося коммунизма, помогло нам разоблачить наших противников и нанести сокруши­ тельные удары проповедникам и провод­ никам антинародного, индивидуалистиче­ ского и лживого принципа аполитично­ сти и безидейности литературы. Мы научились распознавать наших противников и тогда, когда они высту­ пают под флагом так называемого «чи­ стого искусства», «искусства для искус­ ства», под флагом формализма и эстет­ ства. Партия научила нас распознавать врагов ленинского принципа партийно­ сти литературы и когда они выступают под флагом грязной физиологии натура­ лизма, которая ставит целью оклеветать человека, особенно советского человека. В современной буржуазной идеологии эстетство, формализм, грязный натура­ лизм фактически сливаются в одно”це­ лое, как знак вырождения... Понимание сущности вопроса помог­ ло нам разоблачить формалистическую школу в литературной науке. Большую роль сыграло разоблачение школы Александра Веселовского, как главного источника низкопоклонства перед бур­ жуазным Западом в области литератур­ ной науки. За это время потерпела крах так на­ зываемая теория «единого потока». Мы рассматриваем всю историю литературы в её конкретном историческом развитии и в свете борьбы классов. За это время мы нанесли крупней­ ший удар всем и всяческим проявлени­ ям, пережиткам и предрассудкам на­ ционализма, и стало видно, что нацио­ налисты в литературе — не что иное, как наймиты иностранного капитала. Но особенно большое значение имел разгром группок критиков-антипатрио- тов, группок безродных космополи­ тов...» *. Далее в докладе было отмечено, что всей этой борьбой партия расчистила до­ рогу для дальнейшего подъёма художе­ ственной литературы и литературной критики. Партия внимательно занима­ лась и занимается воспитанием кадров нашей художественной литературы и литературной критики. «Конечно, это не могло не сказаться на том, что и в области литературной критики мы име­ ем известные успехи». Литературная критика, как и вся на­ ша литература, существует и развивает­ ся не только в столичных центрах, а во всей стране, в частности в Сибири. Ли­ тературная критика в Сибири также имеет некоторые достижения. До постановления ЦК ВКП(б) о жур­ налах «Звезда» и «Ленинград» в об­ ластных сибирских издательствах, в частности в журнале «Сибирские огни», появлялись время от времени форма­ листско-эстетские произведения, произ­ ведения аполитичные, сводившиеся к беспредметному любованию природой, произведения, искажённо изображавшие советскую действительность и советских людей. Литературная критика, руководству­ ясь указаниями партии, выступила со> всей большевистской прямотой и прин­ ципиальностью против этих вредных яв­ лений в литературной жизни Сибири. Большевистская литературная критика разоблачила также влияние безродных космополитов на отдельных советских литераторов, нападавших на политически острые, актуальные советские пьесы и ориентировавших сибирские театры на * «Правда», 1 февраля 1950 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2