Сибирские огни, 1950, № 3
кого колорита, не добиваются, чтобы их произведения на местном сибирском ма териале по своим идеям, образам, по си ле обобщения поднимали бы общие во просы и проблемы современности и что бы они были написаны высокохудожест венно. В одном из писем в Сибирь A. М. Горький советовал писателям: «Не берите сибирские темы слишком узко». Этот совет великого писателя всё ещё не выполняется в полной мере. *** Активизировать литературную жизнь в Сибири, преодолеть отставание лите ратуры от жизни, поднять идейно-худо жественный уровень произведений — одна из главных задач сибирских писа тельских организаций. Большую по мощь в этом отношении может и долж на им оказать литературная критика1. В постановлениях ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, в указаниях B. И. Ленина и И. В. Сталина со всей силой и с предельной ясностью подчёрк нуто огромное значение критики и на правляющая её роль в развитии совет ской литературы. Критика должна быть страстным политическим борцом против всех и всяческих проявлений буржуаз ной идеологии в литературе, она долж на быть другом, помощником, наставни ком советским писателям. Она должна помогать .писателям создавать такие про изведения, которые, как говорил тов. Жданов, показали бы высокие качества советских людей, показали бы наш на род не только в его сегодняшнем дне, но и заглянули бы в его завтрашний день, помогли осветить прожектором путь вперёд. Вопрос о литературной критике был предметом специального обсуждения на последнем' пленуме правления ССП СССР. «Постановление ЦК ВКП(б) о журна лах «Звезда» и «Ленинград», — ска зал т. Фадеев в своём докладе на этом пленуме, — помогло нам, советским пи сателям, глубоко осознать ленинский принцип партийности литературы — ос нову основ литературы строящегося коммунизма, помогло нам разоблачить наших противников и нанести сокруши тельные удары проповедникам и провод никам антинародного, индивидуалистиче ского и лживого принципа аполитично сти и безидейности литературы. Мы научились распознавать наших противников и тогда, когда они высту пают под флагом так называемого «чи стого искусства», «искусства для искус ства», под флагом формализма и эстет ства. Партия научила нас распознавать врагов ленинского принципа партийно сти литературы и когда они выступают под флагом грязной физиологии натура лизма, которая ставит целью оклеветать человека, особенно советского человека. В современной буржуазной идеологии эстетство, формализм, грязный натура лизм фактически сливаются в одно”це лое, как знак вырождения... Понимание сущности вопроса помог ло нам разоблачить формалистическую школу в литературной науке. Большую роль сыграло разоблачение школы Александра Веселовского, как главного источника низкопоклонства перед бур жуазным Западом в области литератур ной науки. За это время потерпела крах так на зываемая теория «единого потока». Мы рассматриваем всю историю литературы в её конкретном историческом развитии и в свете борьбы классов. За это время мы нанесли крупней ший удар всем и всяческим проявлени ям, пережиткам и предрассудкам на ционализма, и стало видно, что нацио налисты в литературе — не что иное, как наймиты иностранного капитала. Но особенно большое значение имел разгром группок критиков-антипатрио- тов, группок безродных космополи тов...» *. Далее в докладе было отмечено, что всей этой борьбой партия расчистила до рогу для дальнейшего подъёма художе ственной литературы и литературной критики. Партия внимательно занима лась и занимается воспитанием кадров нашей художественной литературы и литературной критики. «Конечно, это не могло не сказаться на том, что и в области литературной критики мы име ем известные успехи». Литературная критика, как и вся на ша литература, существует и развивает ся не только в столичных центрах, а во всей стране, в частности в Сибири. Ли тературная критика в Сибири также имеет некоторые достижения. До постановления ЦК ВКП(б) о жур налах «Звезда» и «Ленинград» в об ластных сибирских издательствах, в частности в журнале «Сибирские огни», появлялись время от времени форма листско-эстетские произведения, произ ведения аполитичные, сводившиеся к беспредметному любованию природой, произведения, искажённо изображавшие советскую действительность и советских людей. Литературная критика, руководству ясь указаниями партии, выступила со> всей большевистской прямотой и прин ципиальностью против этих вредных яв лений в литературной жизни Сибири. Большевистская литературная критика разоблачила также влияние безродных космополитов на отдельных советских литераторов, нападавших на политически острые, актуальные советские пьесы и ориентировавших сибирские театры на * «Правда», 1 февраля 1950 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2