Сибирские огни, 1950, № 3

Панике и спустились в долину Рейна. Во время перехода через горный хребет разбежались все проводники, стояли страшные морозы, резкий и холодный ветер валил с ног. Но солдат воодушев­ ляли бодрые патриотические слова пол­ ководца: — Мы русские, мы всё одолеем! Из 2 0 тысяч своих солдат и офице­ ров, несмотря на все чудовищные труд, иости, Суворов сохранил 15 тысяч, на­ нёс врагу огромнейший урон и блестя­ ще закончил свой поход. Подвиг Суворова в Швейцарии был венцом его военной славы и величай­ шим торжеством русского оружия. По­ ход Суворова Энгельс считал самым вы­ дающимся из всех современных альпий­ ских походов. А наполеоновский гене­ рал Массена говорил, что он отдал бы всё за один Швейцарский поход Суво­ рова. Суворов получил чип генералиссиму­ са. Но Павел не мог примириться с но­ ваторским характером суворовской нау­ ки побеждать, так как попрежнему ос­ тавался поклонником прусской военной школы Фридриха II. Не мог Павел тер­ петь рядом с собой человека такой сла­ вы, какой пользовался Суворов. Гени­ ального полководца постигла новая и тяжёлая опала. Тяжело больной 7 0 - летний полководец не вынес этого уда­ ра, и 18 мая 1 8 0 0 года он скончался. Военное искусство Суворова было глубоко национально и именно поэтому бессмертно. Энгельс справедливо назы­ вал Суворова «архирусским генералом» и солдатом. Солдатом не раз называл себя и сам прославленный полководец. Близость Суворова к войскам и их лю­ бовь к нему были необычайно велики. Часто одно его появление на трудней­ ших участках сражений удесятеряло си­ лы и храбрость войск. Следуя лучшим традициям русского национального военного искусства, раз­ вивая и совершенствуя их, Суворов явился новатором военного дела, разра­ ботал глубоко целесообразную воспита­ тельную систему, что укрепило прису­ щие русскому воину самоотверженность и стойкость, смелость и активность, вы­ сокую боеспособность и дисциплиниро­ ванность. Огромное значение придавал он фи­ зической закалке войск. В отличие от прусской армии, муштровавшейся на специальных плацах, Суворов физиче­ ски закалял своих солдат в условиях, максимально приближённых к естествен­ ной боевой обстановке. Ускоренные мар­ ши, сочетаемые с бегом и доступными гимнастическими упражнениями, со­ ставляли основу его физического вос­ питания, и войска его по праву счита­ лись как самые сильные, самые манев­ ренные и самые выносливые во всём мире. Вся воспитательная система Суворо­ ва строилась на высокой оценке лично­ сти солдата. «Мне солдат дороже се­ бя», — не раз говорил Суворов и вой­ ска свои приучал к выносливости и под­ вижности. Глазомер, быстрота и натиск были основными положениями его так­ тики. Под глазомером он понимал спо­ собность быстро ориентироваться в об­ становке и делать из неё верные такти­ ческие выводы; под быстротою — уме­ ние предельно использовать время,, обеспечить внезапность как лучший за­ лог успеха, а под натиском — стреми­ тельность, силу и решительность, бес­ предельную и несокрушимую веру в победу. Внезапность и решительность, стре­ мительность и гениальная простота су. воровских замыслов неизменно давали ему победу. Суворов умело сохранял в своих руках инициативу, ошеломлял противника внезапностью и силой со­ средоточенных ударов, изумительно' точно избирал направление своих атак, умел тщательно замаскировать их под­ готовку. «Воюют не числом, а уменьем», — не раз говорил Суворов, и он всегда одерживал -победу над численно превос­ ходившим его врагом. Из шестидесяти трёх боёв и сражений, данных Суворо­ вым, лишь в двух он имел больше сил, чем его противники. Потери врага всег­ да были много выше, чем у Суворова. У Фокшан противник потерял в три ра­ за больше, чем русские, под Измаилом — в четыре раза, при Рымнике — в де­ сять раз. В ряде сражений полное унич­ тожение врага стоило Суворову порази­ тельно малых жертв. Огромнейший боевой опыт Суворова обобщён в его замечательной «Науке побеждать». В этом гениальном суво­ ровском творении в предельно краткой и образной форме изложены важнейшие руководящие правила русского военного искусства и взгляды на вопросы обуче­ ния и воспитания войск. Суворовская «Наука побеждать» бы­ ла написана для русской армии, для русского народа-воина, всегда отличав­ шегося высокими боевыми качествами, и ценность книги великого полководца- состоит в том, что она составлена с учётом национальных особенностей, присущих русским солдатам. «Ничего не устоит против русского оружия — мы сильны и уверены в се б е» , — убеж­ дённо говорил Суворов, и силу, уверен­ ность эту он воспитывал в каждом сол­ дате своей армии. Решающим фактором в войне Суво­ ров считал человека; главной задачей на войне — уничтожение живой силы противника, а главным средством для её решения — бой. В XVIII веке на Западе господство­ вала так называемая, кордонная стра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2