Сибирские огни, 1950, № 3
в деле. Бели б ты понимал, сколько лю дей трудились, чтоб добыть руду, желе зо выплавить, прокатать да доставить сюда, Десятки людей работали, А ты — бух в воду, и ещё шутить намерен. — Я достану, давай мне кошку с ве рёвкой, бригадир, — неожиданно вме шался Никита, оказавшийся рядом. Масин удивлённо посмотрел на него, но потом улыбнулся и велел принести снасть, а сам пошёл по делам. Никита долго забрасывал кошку в воду вдоль всего перехода и вытаскивал её пустой. Несколько раз он чуть не оборвался в реку, но настойчиво про должал поиски. Наконец крючковатая лапа зацепилась за моток, и Никита подтянул к берегу тяжёлый свиток про волоки. Никита одёрнул рубаху и молч ком показал кулак виновнику происше ствия. — Доложи, дедка, бригадиру, — ска зал он довольно. Савелий впервые посмотрел на него с уважением. *** Дед Савелий и Серёга дежурят на излюбленном месте, над обрывистым бе регом, у тальникового куста. Им пер вым хочется увидеть буксирный паро ход «Степан Разин». — Ты подумай, мил человек, — го ворит дед Серёге, — что из этого лесу сделать молено? Многие сотни больших домов, или провод провести на тысячу километров — разговаривайте, добрые люди, телеграммы отбивайте. Или дру гое что... шпалы нселезной дороги, к примеру, положить. А вот враз, пожа луйте, двинется пятнадцать тысяч кубо метров... Ах, xopouiol — восторгается Дед. — Молсет, и меня возьмут, дедушка, — высказывает Серёга свою затаённую мечту и вдруг кричит: — Пароход, па роход идёт, дедушка! Вдали над простором реки показал ся дымок. — Точно, Сергей Романьгч, «Разин» идёт, — засуетился и Савелий. Проходит час—полтора, буксир про тив течения движется медленно, но ды мок становится все ближе и ближе. На конец, из-за острова показывается вы сокая труба, а потом и сам буксирный пароход черно-желтой окраски. Он мед ленно разворачивается против пристани и даёт подходный гудок. Звук разносит ся над лугами, перекатывается но лесам и замирает в отдалении. Дед Савелий и Серёга давно находят ся среди ожидающих пароход на при стани. Сюда уже приехал начальник сплавной конторы Соколов. Люди ожив лённо переговариваются, все как-то по- особому празднично взволнованы. Поймана чалка, вытянут с парохода трос, буксир пришвартовывается к бе регу. Капитан парохода Мухин сходит на пристань, его окружают сплавщики. Капитан здоровается со всеми за руку. Здесь все знакомы. Мухин опытный водитель больше грузных плотов. За д е э десятилетия не одну сотню тысяч кубометров леса про вёл он по Оби в Новосибирск. Но сего дня и он взволнован вместе со всеми. Форменная фуражка его сдвинута на затылок, прищурившись, он глядит на плот. Мухин вместе с бригадирами спла ва, начальником участка и Соколовым перебираются на мату. Там Мухин вме сте с Масиным внимательно осматри вает всю мату, оборудование плота. Вместе они водят плоты третий год, с той поры, как вернулся ■Масин из ар мии. Тут же рядом стоит здоровяк, клёвщик Гаврила Лялькин. На загоре лом лице поблёскивают озорные глаза. Могучие плечи Гаврилы плотно облега ет солдатская гимнастёрка. «Хорош клёвщик», — отмечает про себя Му хин. С парохода по команде Мухина под возят «выносы» — два буксирных мо гучих троса. Пока крепят буксиры за стальной трос-лежень, Мухин ревниво наблюдает за работой. Здесь нее стоит Масин. Он докладывает размеры плота. — Как Давыдовская протока? — спрашивает бригадир. Мухин озабоченно морщится. — Сам о ней думаю всё время. Только-только впритирочку проберёмся. Бригада чтобы на часах была. Осадка метр восемьдесят? Пройдём. Самое мелкое место на перекате — два де сять. Приёмка плота закончена. Буксиры заделаны надёжно. — Ну, Масин, теперь мы — самые главные, — улыбается Мухин. — Пой дём договоримся насчёт всех команд, сигнализацию согласуем. Одной ново стью тебя порадую. На будущий р е й с - телефон к тебе на плот с парохода про ведём. Будем с тобой разговаривать в любую минуту. — Это вот здорово будет! Надёжно, — обрадованно говорит бригадир. — а то флажки, да фонари — не всегда верное дело. Я за технику. Жаль, что сегодня ещё нет телефона. — Только прибыли, вчера радирова ли о них. Они идут в каюту капитана, Масин повторяет и записывает в книжечку все сигналы торможения, хода, поворотов.; Затем он возвращается на плот и рас ставляет людей на дежурство, объявляя всем условные сигналы. Отдать лот — два протяжных свистка и флаг с той стороны, где опускается лот. Отдать якорь — три свистка. Наступает полдень, пароход уже го тов к отправке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2