Сибирские огни, 1950, № 2

Пафос поэмы не в страдании, а в счастье. Счастье приходит от сознания большого дела, от ощущения коллекти­ ва, от поддержки друзей и товарищей. Хорош в поэме эпизод, когда звено ре­ шает провести уборку в короткий срок. Лён заботит всех, и это чувство кол­ лективной заботы поэтесса сумела пере­ дать. Поэма — несомненно, как у нас го­ ворится,— шаг вперёд в творчестве поэ­ тессы. «Анна» — произведение оптими­ стическое, в поэме нет любования стра­ даньем, пристального внимания к лич­ ным переживаниям, в ней нет духа жертвенности, который сказывается в военных стихах Е. Стюарт. Поэтесса об­ ратилась к действительности, к её цент­ ральным темам, и всё это радует чита­ теля. Но то, что поэтесса впервые обрати­ лась к эпическому жанру, не могло не •сказаться. Не удалась автору компози­ ция произведения. Поэма напоминает большое стихотворение, в ней мало дви­ жения, действия. Автор — рассказчик, и всё раскрывается глазами автора, даже центральная героиня Анна дана не в действии, не в труде, а в рассказе о труде. Несколько искусственен сюжет поэмы. Художник рисует портрет Анны, смущённая непривычным досугом, ге­ роиня мысленно воспроизводит свою жизнь. «И плывут твои мысли, плывут друг за другом, как высокие облака»,— говорит поэтесса. События передаются через воспоминания, и это сковывает сюжет. В поэме много описаний, мала действия, и даже действие здесь пре­ ломлено через дымку воспоминания. Е. Стюарт — на верном . пути, но идёт она по этому пути ещё робко. А между тем только на этом пути можно ожидать от поэтессы новых успехов. С. БАБЁНЫШЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2