Сибирские огни, 1950, № 2
для нашего времени. Не так чувствуют лирические герои стихов Е. Стюарт, их интересы сосредотачиваются на «кри сталлизации» страданий. Страдание и преодоление страданий — вот что зани мает центральное место в военных сти хах Е. Стюарт. Но в чём же видит поэ тесса выход? К чему зовёт она своих ге роев? Время и природа—вот, оказывает ся, великий исцелитель. Время и приро да возвращают людей к жизни. Стихо творение «Средь чёрных искалеченных лесов» заканчивается следующими строчками: Но жить живым! Уже цветёт земля, Войны недавней сбрасывая бремя, И как сапёр на .минные поля, Придёт печали обезвредить Время. Не советский коллектив, не труд, не товарищество, а время приносит отдох новенье. Если в стихах поэтессы о детях «са мый маленький» знал, что рядом с ним друзья, товарищи, то в стихах о войне это ощущение коллектива, атмосфера дружбы отсутствует. Рядом со Временем, которое Е. Стю арт пишет с большой буквы, шагает при рода. Неосознанный руссоизм звучит в военных стихах поэтессы. Лирическая героиня не может забыть войны, её ви денья парализуют волю мешают начать новую жизнь в «новсм доме». И Е. Стюарт учит свою героиню: Из комнаты иди под солнце, Ступи на жаркое крыльцо. И повернёт к тебе подсолнух Большое доброе лицо. Он скажет: «Жизнь тебе поможет, Гаси былой тоски огонь», И на плечо тебе положит Листа шершавую ладонь. Добрый подсолнух, ласковая и щед рая природа помогают преодолеть стра дание. Поэтесса не смогла показать но вые черты характера советского чело века, поэтому и проблема преодоления страданий разрешается в её стихах по- старому, абстрагированно. Если в стихах Е. Стюарт для детей сказывались элементы пассивности, то во «взрослых» стихах также сказывается созерцательность. В частности, описа телен цикл стихов Е. Стюарт о Новоси бирске. В цикле—четыре стихотворения. От стихов, посвящённых крупному промышленному центру, ждешь знаком ства с новой индустриальной Сибирью, с ее бесконечными стройками и новыми людьми — строителями, созидателями. Но всего этого в стихах Ь Сиоарт нет. Пригород, а не город — вот что оказы вается в центре новосибирского цикла. «Лето», «Зима», «Весна», «За горо дом» — так называются стихи этого цикла1, и поэтесса действительно огра ничивается пейзажем, причём не инду стриальным пейзажем, а пейзажем при города. Город вдали, вдалеке — вот впечатление, которое остаётся от этого цикла стихов. Вот одно из стихотворений этого цикла — «За городом»: Две берёзы стоят под ручьём. Чуть заметная вьётся тропинка... Солнце тихо зажгло паутинку В час заката холодным огнём... И такая кругом тишина, И такие спокойные дали. Словно мы ничего не теряли, Словно горя в упор не видали И не слышали слова — война. Только там, где сиреневый дым. Где бессонный сверкающий город. И дыханье заводов над ним. Подымаются в гуле моторов Самолёты один за другим. «Бессонный сверкающий город» — вот почти всё, что узнаём мы о Ново сибирске. Правда, из стихотворения «Лето» мы узнаём ещё, что «солнце из ливает жар на неоструганные доски ле сов, прижатых к этажам в накрапах го лубой извёстки». И это всё, что сказано, о городе. Мало, бесконечно мало! Но вый промышленный город не увлёк поэ тессу, стихи её так и остались «приго родными», «дачными» по своему харак теру. К производственной теме обратилась Е. Стюарт в своей последней поэме «Анна». «Анна» — поэма э героине- лыговодке. Образ льноводки нарисовав. поэтессой тепло и искренне. Автор лю бит свою героиню, любуется её уме лостью, ловкостью, силой её характера. Проблема страданий, преодоления страданий привлекает Е. Стюарт и в этом произведении. Но поэтесса по-ново му разрешает эту проблему. Героине Е. Стюарт выпали на долю тяжёлые пе реживания — муж погиб во время вой ны, и сын «в голубой рубашонке и светловолосый, как тобою взлелеянный ленок», вырос без отца. Но не время и природа помогают Анне преодолеть стра дания. Нет, сейчас поэтесса видит вы ход не в природе. Труд и коллектив — вот исцелитель и созидатель счастья. Героиня поэмы не забывает о своих по терях, но тем не менее она счастливый человек, она не одна, рядом коллектив, с пей любимый труд, труд, который приносит всем подлинно советским тру женикам славу: — Видишь, Анна,— парторг говорил, улыбаясь,— Отовсюду теперь твоя доблесть видна... За тобой и другая идёт звеньевая — Ты уже не одна. Ты уже не одна! Сколько рук переняли такое уменье? Сколько равных себе ты встречаешь вокруг? На колхозных полях, в золотых этих звеньях, Сотни тысяч твоих незнакомых подруг! И нередко читаешь ты письма такие — Это Родина руку тебе подаёт, Это словом тебя ободряет Россия, Призывает на подвиг советский народ! Это лаской, как ветром, тебя овевая, Вся страна за твои благодарна дела... Значит, счастье приходит опять, звеньевая? Ты нашла это новое счастье? — Нашла!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2