Сибирские огни, 1950, № 2
кается своей общественной «нагрузкой» в школе, но ленива — уроки не доучи вает. И вдруг однажды в «Крокодиле» появляется карикатура: С толстой кистью ученица, А пред нею «Крокодил». — Разреши те извиниться. Что мешаю вам учиться!.. Маленькая художница решает: во всём виновата газета, это она съедает её время и не даёт возможности свое временно подготовиться к занятиям. Но проходит немного времени, и девочка начинает понимать, что газета здесь ни при чём. «Крокодил — очень «нужный зверь» — помогает ей избавиться от лени. В стихотворении «Крокодил» Е. Стюарт впервые обратилась к сюжет ному стиху. Поэтесса ещё не овладела уменьем строить сюжет. Не дав собы тиям развернуться, Е. Стюарт сворачи вает их, сюжет в стихотворении ском кан. Но то, что поэтесса обратилась к сюжетным произведениям — это хоро шо, это может помочь поэтессе преодо леть пассивность, которая сказывается в её творчестве. Пассивность, созерцательность сковы вают творчество Е. Стюарт, ограничи вают её возможности. Е. Стюарт стре мится преодолеть описательность, и в этом отношении стихотворение «Кроко дил» показательно. Поэтесса нашла путь для преодоления пассивности, но описа тельные стихи всё ещё занимают боль шое место в её творчестве. Созерцатель ны, например, стихи, посвященные раз личным временам года,— зиме, лету, весне. Стихи эти похожи на плохую ко пию с портрета: черты лица схожи, но за ними не виден характер человека, его душевный мир. Пейзаж в этих произве дениях — самоцель, за ни я не виден человек, одухотворяющий природу. Поэ тесса пишет о различных признаках вре мён года, и маленький читатель вновь узнаёт, что весной несутся ручьи, а осенью собирают грибы и т. д. Поэтесса не открывает юному читателю новый пейзаж, не показывает, как советский человек преобразует природу. И так как в стихах этих нет идейной направлен ности, они рыхлы и композиционно, сти хи эти можно прервать посредине, мож но продолжать до бесконечности, и от этого не пострадает содержание, смысл произведения. Пейзажные стихи, конеч но, нужны детям. Но ребята должны видеть за пейзажем человека — созида теля и преобразователя природы. Тако го человека в пейзажных стихах Е. Стюарт нет. Две тенденции сказываются r творче стве Е. Стюарт для детей — активность и созерцательность, описательность и действенность. Когда поэтесса обра щается к пейзажу, не умея по-новому раскрыть его, стихи её пассивны, созер цательны. Когда же поэтесса ведёт свое го маленького героя к большому океа ну, стихи ее активны и действенны, он помогает юному читателю двигаться впе рёд, расти духовно. Последний год активное начало в творчестве поэтессы становится преоб ладающим. Е. Стюарт в своих поисках стоит на верном пути, и если поэтессе удастся ' преодолеть сковывающие её творчество пассивность и созерцатель ность, идейное значение её стихов повы сится, сильнее будет и их воспитатель ное воздействие. *❖» * Два начала — созерцательность к действенность сказываются и в твор честве Е. Стюарт для взрослых. Война, переживания советского человека во время войны — вот темы, которые зани* мают центральное место в творчестве поэтессы. В таких стихотворениях, как «Берёза», «Памятник», поэтесса пока зала патриотизм советского человека, его стремление защищать родину на фронте и в тылу. Но чрезмерный инте рес к людским страданьям, любование страданьем снижает идейную значимость военных стихов Е. Стюарт. Особенно неудачно справедливо раскритикованное в печати стихотворение Е. Стюарт «Средь чёрных искалеченных лесов». Средь чёрных искалеченных лесов. Где всё таки весной пробилась зелень, Ещё недавно, словно в дни боёв, «Минировано» — надписи виднелись. А это значит —обойди вокруг И до поры не думай прикоснуться, Иначе по тревоженная вдруг Захочет смерть в сырой земле проснуться Есть и в сердцах такие уголки. Которых лучше не касаться тоже. Иначе захлебнёшься от тоски. Воспоминаниями её умножив. Советским людям действительно при шлось в годы войны пережить много тя жёлого. Но чувство патриотизма, лю бовь к родине настолько вошли в плоть и кровь советского человека, что личное горе, личные переживания оказывались на втором плане. «У настоящею комму ниста личные переживания носят под чинённый характер»,— говорил М. И. Калинин. * Война, со всеми её потеря ми и трудностями, показала, что комму нистические черты характера всё боль ше входят в сознание советского чело века, что иным становится взаимоотно шение личного и общественного в нашем обществе. Подчинённость личных пере живаний, о которой говорил М. И. Ка линин, характерна для советских людей, * «Будьте всесторонне развитыми людь* ми» — из речи на совещании актива днепро петровского комсомола. Май, 1934 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2