Сибирские огни, 1950, № 2

кается своей общественной «нагрузкой» в школе, но ленива — уроки не доучи­ вает. И вдруг однажды в «Крокодиле» появляется карикатура: С толстой кистью ученица, А пред нею «Крокодил». — Разреши те извиниться. Что мешаю вам учиться!.. Маленькая художница решает: во всём виновата газета, это она съедает её время и не даёт возможности свое­ временно подготовиться к занятиям. Но проходит немного времени, и девочка начинает понимать, что газета здесь ни при чём. «Крокодил — очень «нужный зверь» — помогает ей избавиться от лени. В стихотворении «Крокодил» Е. Стюарт впервые обратилась к сюжет­ ному стиху. Поэтесса ещё не овладела уменьем строить сюжет. Не дав собы­ тиям развернуться, Е. Стюарт сворачи­ вает их, сюжет в стихотворении ском­ кан. Но то, что поэтесса обратилась к сюжетным произведениям — это хоро­ шо, это может помочь поэтессе преодо­ леть пассивность, которая сказывается в её творчестве. Пассивность, созерцательность сковы­ вают творчество Е. Стюарт, ограничи­ вают её возможности. Е. Стюарт стре­ мится преодолеть описательность, и в этом отношении стихотворение «Кроко­ дил» показательно. Поэтесса нашла путь для преодоления пассивности, но описа­ тельные стихи всё ещё занимают боль­ шое место в её творчестве. Созерцатель­ ны, например, стихи, посвященные раз­ личным временам года,— зиме, лету, весне. Стихи эти похожи на плохую ко­ пию с портрета: черты лица схожи, но за ними не виден характер человека, его душевный мир. Пейзаж в этих произве­ дениях — самоцель, за ни я не виден человек, одухотворяющий природу. Поэ­ тесса пишет о различных признаках вре­ мён года, и маленький читатель вновь узнаёт, что весной несутся ручьи, а осенью собирают грибы и т. д. Поэтесса не открывает юному читателю новый пейзаж, не показывает, как советский человек преобразует природу. И так как в стихах этих нет идейной направлен­ ности, они рыхлы и композиционно, сти­ хи эти можно прервать посредине, мож­ но продолжать до бесконечности, и от этого не пострадает содержание, смысл произведения. Пейзажные стихи, конеч­ но, нужны детям. Но ребята должны видеть за пейзажем человека — созида­ теля и преобразователя природы. Тако­ го человека в пейзажных стихах Е. Стюарт нет. Две тенденции сказываются r творче­ стве Е. Стюарт для детей — активность и созерцательность, описательность и действенность. Когда поэтесса обра­ щается к пейзажу, не умея по-новому раскрыть его, стихи её пассивны, созер­ цательны. Когда же поэтесса ведёт свое­ го маленького героя к большому океа­ ну, стихи ее активны и действенны, он помогает юному читателю двигаться впе­ рёд, расти духовно. Последний год активное начало в творчестве поэтессы становится преоб­ ладающим. Е. Стюарт в своих поисках стоит на верном пути, и если поэтессе удастся ' преодолеть сковывающие её творчество пассивность и созерцатель­ ность, идейное значение её стихов повы­ сится, сильнее будет и их воспитатель­ ное воздействие. *❖» * Два начала — созерцательность к действенность сказываются и в твор­ честве Е. Стюарт для взрослых. Война, переживания советского человека во время войны — вот темы, которые зани* мают центральное место в творчестве поэтессы. В таких стихотворениях, как «Берёза», «Памятник», поэтесса пока­ зала патриотизм советского человека, его стремление защищать родину на фронте и в тылу. Но чрезмерный инте­ рес к людским страданьям, любование страданьем снижает идейную значимость военных стихов Е. Стюарт. Особенно неудачно справедливо раскритикованное в печати стихотворение Е. Стюарт «Средь чёрных искалеченных лесов». Средь чёрных искалеченных лесов. Где всё таки весной пробилась зелень, Ещё недавно, словно в дни боёв, «Минировано» — надписи виднелись. А это значит —обойди вокруг И до поры не думай прикоснуться, Иначе по тревоженная вдруг Захочет смерть в сырой земле проснуться Есть и в сердцах такие уголки. Которых лучше не касаться тоже. Иначе захлебнёшься от тоски. Воспоминаниями её умножив. Советским людям действительно при­ шлось в годы войны пережить много тя­ жёлого. Но чувство патриотизма, лю­ бовь к родине настолько вошли в плоть и кровь советского человека, что личное горе, личные переживания оказывались на втором плане. «У настоящею комму­ ниста личные переживания носят под­ чинённый характер»,— говорил М. И. Калинин. * Война, со всеми её потеря­ ми и трудностями, показала, что комму­ нистические черты характера всё боль­ ше входят в сознание советского чело­ века, что иным становится взаимоотно­ шение личного и общественного в нашем обществе. Подчинённость личных пере­ живаний, о которой говорил М. И. Ка­ линин, характерна для советских людей, * «Будьте всесторонне развитыми людь* ми» — из речи на совещании актива днепро­ петровского комсомола. Май, 1934 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2