Сибирские огни, 1950, № 2
О творчестве Елизаветы Стюарт Маленький герой стихов Елизаветы Стюарт — человек деятельный и творче ский. Жизненный путь его только начи нается. Глаза малыша широко открыты — мир велик — что ни день, то откры тие. Е. Стюарт знает и любит детей. Луч шие человеческие качества — любовь к родине, родной природе, к коллективу друзей стремится привить поэтесса сво ему юному читателю. Дружба — вот те ма, к которой наиболее часто обращает ся Е. Стюарт. Поэтесса вводит своего маленького героя в дом, ведёт его на улицу, в детский сад, и малыш видит: друзья есть всюду. Есть у Е. Стюарт небольшой сбор ник стихов. Называется он «Разведчи ки». Это книжка для самых маленьких, для тех, для кого игра — это радость и труд. «Разведчики» — книжка-картинка. Книга состоит из рисунков художнику Туркина (кстати сказать, недостаточно чётких и ярких для ребят) и сжатого ла коничного текста. Текст этот — не раз розненные подписи под картинками. Об щая идея, общая тема объединяет эти стихи. Маленькие граждане хотят стать за щитниками Родины. И во что бы ни играли герои стихов. Е. Стюарт — в раз ведку или в строительство — они знают: рядом товарищи, друзья, с ними надо делить и хлеб, и труд. «Вместе мы идём в разведку, у обоих зоркий глаз» — го ворит поэтесса, и санитары, разведчики, пулемётчики идут на «поле боя» вместе •с товарищами: Возле снежного налёта Мы стоим у пулемёта, Мы —• бойцы как на подбор, Будем бить врага в упор. Очень грозен пулемёт, Очень дружен весь расчёт. Герои Е. Стюарт не ведают, что та кое романтические и прозаические про фессии, потому что для них «все работы хороши, выбирай на вкус». Ребята меч тают о том, чтобы быть кашеварами и пулемётчиками, санитарами и разведчи ками. «Разведчики» — книга о дружбе, о будущих защитниках родины, которые с малых лет знают, что такое «чувство локтя» в труде, бою и игре. Книга эта вышла в 1 9 4 4 году. Вой на кончилась, маленький герой стихов Е. Стюарт «постарел». Парты, тетради и букварь вошли в его жизнь. Уже ...буквы, словно пойманные птицы, Нахохлились по клеткам голубым. Они обвыкнут. Хохолки пригладят. Совсем ручными станут. А потом В другой неученической тетради Они, быть может, шевельнут крылом. Поэтесса пишет о школе подкупающе просто. Образный мир её близок детям, он связан с игрой, с ребячьими интере сами. Е. Стюарт верит в будущее своих ге роев, верит в то, что им предстоит «большое плаванье», верит в творче ские возможности этих маленьких совет ских людей. Образ, к которому наибо лее часто обращается поэтесса,— образ ручья. Ручей не велик, но щедр и добр, он движим одной целью — добежать к океану. Не в одиночку совершает ручей свой путь, он захватывает с собой всех тех, кто стремится вперёд. Листок берёзы белой. Склонённой над водой. Сказал ручью несмело: — Возьми меня с собой... И лист берёзы поплыл, как лодка золотая,' поплыл к океану. Хорошо за канчивается это стихотворение. Без из лишней дидактичности, назидательности зовёт поэтесса своих маленьких читате лей вперёд: И мне завидно стало: — Меня, ручей, возьмешь? — Ну, что ж, иди,—сказал он,— И, может быть, дойдешь... Стихи Е. Стюарт лиричны, теплы, поэтичны. Поэтесса умело пользуется метафорой. Вот йак, например, описано утро: Дверь зевает полусонно И, встречая солнца свет, В дом впускает почтальона С толстой пачкою газет. Есть в стихах Е. Стюарт и добрая шутка. Это не снисходительная улыбка, которой одаривают юных людей взрос лые скептики. Нет, это улыбка друга. Так улыбаются хорошему дню, весёло му солнцу, добрым людям. Такая улыб ка сквозит в стихах наших лучших дет ских поэтов — С. Маршака, С. Михал кова, А. Барто. Е. Стюарт учится у них, и учёба эта плодотворна. Смех — прекрасный воспитатель, и детские пи сатели многообразно используют юмор в своём творчестве. Добрая улыбка скво зит в их стихах, когда они пишут о ма леньких слабостях своих героев, и злая насмешка, когда речь идёт о лодырях, лентяях, лгунах. Е. Стюарт использует далеко не все возможности юмора. Поэтесса добра, редко звучат в её стихах «изобличи тельные» мотивы. Ласковая улыбка ха рактерна для творчества поэтессы. Одно лишь стихотворение, условно говоря, может быть отнесено к произведениям «изобличительным». Это стихотворение «Крокодил». Героиня — маленькая ху дожница. В школьной стенной газете рисует она карикатуры. Девочка увле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2