Сибирские огни, 1950, № 2
оказал большевик Бобров. Увлекатель но и просто рассказывает Глеб Пушка- рёв не только о жизни реалистов, но и о быте небольшого провинциального города, потрясённого событиями рево люции 1 9 0 5 года. Значительно богаче всех остальных жанров представлена краеведческая и приключенческая литература. Здесь следует указать на повести С. Сарта- кова «По чунским порогам», А. Смер- дова «В стране Темира», А. Коптело- ва «Снежный пик», повести и расска зы Н. Устиновича: «Золотая падь», «В лесной глуши», «Лесная жизнь», «От весны, до весны», «По следу» и другие, Агнии Кузнецовой «Приключе ния Гаврилки Губина», «Чёртова дю жина» и А. Киселёвой «Алтайские Ро бинзоны» . Книг много, но социалистическая Сибирь в большинстве из них освещена чрезвычайно односторонне. Книги R. Устиновича заполнены либо изобра жением охоты, либо описанием глухих уголков тайги. Спору нет, рассказы эти интересны, написаны они с глубо ким знанием жизни, простым, ясным, поэтическим языком. Но является ли e'ja тема ведущей для Сибири сегодняш него дня? Безусловно, нет! Могучая промышленность, колхозное и совхоз ное производство — вот что определя ет лицо социалистической Сибири. Лишь одна только книга А. Смердо- ва «В стране Темира» даёт представле ние об естественных богатствах нашего края, о людях передовой индустрии. Несмотря на некоторую поверхност ность описания, это единственное про изведение для детей, в котором затра гивается тема социалистической инду стриализации Сибири. В повести Агнии Кузнецовой дейст вие происходит до революции. Автор рассказывает, как заблудившийся в тай ге мальчик попадает в юрты кочевников г из племени Туба. Кочевников эксплоа- тируют и грабят купцы, попы и царские чиновники. В условиях царского само державия все попытки кочевых племён улучшить свою жизнь обречены на неу дачу. Д. Кузнецова не идеализирует быт кочевого народа, она показывает его правдиво, во всей суровой неприг лядности. Сюжет повести С. Сартаьова «По чунским порогам» чрезвычайно прост. Два подростка совершают путешествие по небольшой, по стремительной и по рожистой реке Чуне. Простое, без вы думок и прикрас, изображение величест венной природы, описание будничных приключений, связанных с путешествием в лодке, — всё это вызывает живой ин терес у юного читателя. В нём просы пается желание самому совершить по добное путешествие, исследовать и уточ нить на карте многочисленные речки — притоки великих сибирских рек. Нет невероятных приключений и в повести А. Коптелова «Снежный пик». Художественное описание восхождения туристской экспедиции на неприступную вершину горного Алтая — вот сюжетная канва этой повести. Автор показывает, как заранее обречены на неудачу все попытки вы соко горны х восхож дений б е з тщательной, продуманной подготовки, без тренировки. Читая повесть, юный читатель знакомится с красочной при родой Алтая, с поэтическими легенда ми, сложенными народом, с тем, как старые обычаи и предрассудки разру шаются при соприкосновении с социа листической культурой. Повести А. Коптелова и С. Сартако- ва — хороший образец того, как следу ет писать краеведческие, приключенче ские детские книги. К сожалению, обе повести не свобод ны от отдельных, часто весьма сущест венных недостатков. Так, взор С. Сар- такова равнодушно скользит мимо при брежных колхозов, мимо труда колхоз ников. Автор не использует благоприят ную возможность показать напряжённый труд колхозного крестьянства. А. Коп- телов недостаточно полно раскрывает внутренний мир своих героев, их мысли и чувства. Это относится главным обра зом к женским персонажам и в первую очередь к основной героине — Клаве Полетаевой. Схематично показан мастер альпинизма Евгений Александрович Брянцев. Неправдоподобны, карикатур ны образы супругов Дождиковых. Резкое возражение вызывают пове сти А. Киселёвой «Алтайские Робинзо ны», Н. Устиновича «Золотая падь» и уже упоминавшаяся повесть Агнии Куз нецовой «Чёртова дюжина». Сюжет этих произведений построен на событи ях, связанных с поисками золота, кото рое в громадных количествах лежит в таинственных падях, ущельях и пеще рах. Фантастические случайности дают в руки героев повестей «Золотая падь» и «Чёртова дюжина» старые документы с туманными указаниями на случайно от крытые сокровища. В повесн «Алтай ские Робинзоны» два мальчика шутя! открывают богатейшие залежи не только золота, но « попутно » и других редчай ших элементов. Только полным незна нием авторами работы геологов-изыска- телей, погоней за ложной занимательно стью можно объяснить появление подоб ных произведений. 4 Из краткого обзора, который мы сде лали, видно, что писатели-сибиряки ещё очень мало сделали по выполнению задач, поставленных партией в области создания высокоидейных художествен ных произведений для детей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2