Сибирские огни, 1950, № 2

оказал большевик Бобров. Увлекатель­ но и просто рассказывает Глеб Пушка- рёв не только о жизни реалистов, но и о быте небольшого провинциального города, потрясённого событиями рево­ люции 1 9 0 5 года. Значительно богаче всех остальных жанров представлена краеведческая и приключенческая литература. Здесь следует указать на повести С. Сарта- кова «По чунским порогам», А. Смер- дова «В стране Темира», А. Коптело- ва «Снежный пик», повести и расска­ зы Н. Устиновича: «Золотая падь», «В лесной глуши», «Лесная жизнь», «От весны, до весны», «По следу» и другие, Агнии Кузнецовой «Приключе­ ния Гаврилки Губина», «Чёртова дю­ жина» и А. Киселёвой «Алтайские Ро­ бинзоны» . Книг много, но социалистическая Сибирь в большинстве из них освещена чрезвычайно односторонне. Книги R. Устиновича заполнены либо изобра­ жением охоты, либо описанием глухих уголков тайги. Спору нет, рассказы эти интересны, написаны они с глубо­ ким знанием жизни, простым, ясным, поэтическим языком. Но является ли e'ja тема ведущей для Сибири сегодняш­ него дня? Безусловно, нет! Могучая промышленность, колхозное и совхоз­ ное производство — вот что определя­ ет лицо социалистической Сибири. Лишь одна только книга А. Смердо- ва «В стране Темира» даёт представле­ ние об естественных богатствах нашего края, о людях передовой индустрии. Несмотря на некоторую поверхност­ ность описания, это единственное про­ изведение для детей, в котором затра­ гивается тема социалистической инду­ стриализации Сибири. В повести Агнии Кузнецовой дейст­ вие происходит до революции. Автор рассказывает, как заблудившийся в тай­ ге мальчик попадает в юрты кочевников г из племени Туба. Кочевников эксплоа- тируют и грабят купцы, попы и царские чиновники. В условиях царского само­ державия все попытки кочевых племён улучшить свою жизнь обречены на неу­ дачу. Д. Кузнецова не идеализирует быт кочевого народа, она показывает его правдиво, во всей суровой неприг­ лядности. Сюжет повести С. Сартаьова «По чунским порогам» чрезвычайно прост. Два подростка совершают путешествие по небольшой, по стремительной и по­ рожистой реке Чуне. Простое, без вы­ думок и прикрас, изображение величест­ венной природы, описание будничных приключений, связанных с путешествием в лодке, — всё это вызывает живой ин­ терес у юного читателя. В нём просы­ пается желание самому совершить по­ добное путешествие, исследовать и уточ­ нить на карте многочисленные речки — притоки великих сибирских рек. Нет невероятных приключений и в повести А. Коптелова «Снежный пик». Художественное описание восхождения туристской экспедиции на неприступную вершину горного Алтая — вот сюжетная канва этой повести. Автор показывает, как заранее обречены на неудачу все попытки вы соко горны х восхож дений б е з тщательной, продуманной подготовки, без тренировки. Читая повесть, юный читатель знакомится с красочной при­ родой Алтая, с поэтическими легенда­ ми, сложенными народом, с тем, как старые обычаи и предрассудки разру­ шаются при соприкосновении с социа­ листической культурой. Повести А. Коптелова и С. Сартако- ва — хороший образец того, как следу­ ет писать краеведческие, приключенче­ ские детские книги. К сожалению, обе повести не свобод­ ны от отдельных, часто весьма сущест­ венных недостатков. Так, взор С. Сар- такова равнодушно скользит мимо при­ брежных колхозов, мимо труда колхоз­ ников. Автор не использует благоприят­ ную возможность показать напряжённый труд колхозного крестьянства. А. Коп- телов недостаточно полно раскрывает внутренний мир своих героев, их мысли и чувства. Это относится главным обра­ зом к женским персонажам и в первую очередь к основной героине — Клаве Полетаевой. Схематично показан мастер альпинизма Евгений Александрович Брянцев. Неправдоподобны, карикатур­ ны образы супругов Дождиковых. Резкое возражение вызывают пове­ сти А. Киселёвой «Алтайские Робинзо­ ны», Н. Устиновича «Золотая падь» и уже упоминавшаяся повесть Агнии Куз­ нецовой «Чёртова дюжина». Сюжет этих произведений построен на событи­ ях, связанных с поисками золота, кото­ рое в громадных количествах лежит в таинственных падях, ущельях и пеще­ рах. Фантастические случайности дают в руки героев повестей «Золотая падь» и «Чёртова дюжина» старые документы с туманными указаниями на случайно от­ крытые сокровища. В повесн «Алтай­ ские Робинзоны» два мальчика шутя! открывают богатейшие залежи не только золота, но « попутно » и других редчай­ ших элементов. Только полным незна­ нием авторами работы геологов-изыска- телей, погоней за ложной занимательно­ стью можно объяснить появление подоб­ ных произведений. 4 Из краткого обзора, который мы сде­ лали, видно, что писатели-сибиряки ещё очень мало сделали по выполнению задач, поставленных партией в области создания высокоидейных художествен­ ных произведений для детей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2