Сибирские огни, 1950, № 2

тель» Свиридов. Даже сам инициатор создания кружка — преподаватель био­ логии занимает странную позицию не­ вмешательства, он даже не поговорил предварительно ни с директором шко­ лы, ни с комитетом комсомола. И если бы не поддержка председателя сельсо­ вета, то благородное начинание ребят закончилось бы провалом. Всё это, безусловно, искажает представление о нашей реальной действительности, где всякое ценное начинание всемерно под­ держивается. А если встречаются иногда консерваторы и рутинёры, они, как правило, являются одиночками, и советская общественность умело обезо­ руживает их. У Глеба Пушкарёва есть ещё не­ сколько рассказов из школьной и пио­ нерской жизни. Один из них — «Друзья» — поднимает важную тему о дружбе и товарищеской взаимопомощи школьников. Длительная дружба двух мальчиков играет большую роль в их жизни, в формировании их характера. Когда один из них тяжело и надолго заболел, другой занимался с ним дома, помог ему догнать товарищей по учёбе. Однако странным кажется, почему ни­ кто из членов пионерской организации не навестил тяжело больного товарища, почему учительница Мария Панкратьев- на, повидимому классный руководи­ тель, только случайно узнаёт об этом, почему никто из педагогов не оказал ему никакой помощи? Отсутствие подлинного знания жизни школы, недооценка роли советской школы в воспитании подрастающего по­ коления в духе коммунизма отрица­ тельно сказались на школьных пове­ стях и рассказах и Г. Пушкарёва и Агнии Кузнецовой. Писателю нельзя забывать о постановлении ЦК ВКП(б), состоявшемся ещё в мае 1 9 4 1 года. В нём указывалось, что книги, издавае­ мые для детей, должны быть написаны на научно-педагогической основе и под­ чинены учебно-воспитательным задачам школы. Детская историческая литература представлена повестями: «Артамошка Лузин» Г. Кунгурова, «Сергей Мохов» и «Реалисты» Глеба Пушкарёва. Повесть «Артамошка Лузин» напи­ сана Г. Кунгуровым с присущим ему мастерством и глубоким знанием исто­ рического материала. В повести хорошо показана борьба рядового казачества и городской бедноты против угнетавших их царских воевод. Писатель дал яркие запоминающиеся образы храброго охот­ ника Саранчо и молодого эвенка Чало- ка, гибнущего, чтобы спасти своего мо­ лодого русского друга. Хорошо расска­ зано о хитрости и подлости царских воевод, не брезговавших никакими гнусными средствами, чтобы сохранить свою власть и возможность дальнейше­ го ограбления угнетённого населения. В липе предводителя казачьей воль­ ницы Филимона Лузина и сына его Ар- тамона Г. Кунгуров показал народных бунтарей, мстителей, не способных ми­ риться с угнетением и восстающих за свою свободу. К сожалению, писателю порой изме­ няет чувство правды, и тогда в повести появляются персонажи в духе дорево­ люционных «исторических романов».' Такова фигура брата Филимона — Ни- канора, который становится отшельни­ ком, делит своё одиночество только с медведем и занимается врачеванием ди­ ких зверей. Также непонятны образы «страдальцев за веру» — выходцев из центральной России. Оми живут в ямах и постепенно вымирают с голоду. Меж­ ду тем из истории известно, что так называемые «староверы», бежавшие от религиозных преследований в Сибирь, были чаще всего людьми предприимчи­ выми. Кроме того, в повести скомкан ко­ нец. После разгрома отряда вольницы и гибели их предводителя Филимона Лузина вдруг появляется с ватагой Ар- тамон и приступом берёт Иркутский го­ родок. Каким образом он соединился с остатками разбитого отряда? Откуда добыл он необходимые пополнения людьми и вооружением? На все эти недоумённые вопросы, которые неиз­ бежно рождаются, у читателя, трудно получить ответ. Героической борьбе рабочих Красно­ ярска в революцию 1 9 0 5 года посвя­ щена повесть Глеба Пушкарёва «Сергей Мохов». Юный читатель с интересом следит за рабочим-подростком, всту­ пающим в революционную борьбу. Под руководством старого революционера — рабочего Михея Леонтьевича Суровцева подросток Серёжа становится борцом за рабочее дело. Читая повесть, видишь, что автор глубоко изучил описываемый материал и по документам и по рассказам уча­ стников восстания и глубоко осмыслил исторические факты. Это помогает ему соблюдать точность описываемых собы­ тий и давать им правильное истолкова­ ние. Во второй повести Глеба Пушкарёва — «Реалисты» основные события происходят в тот же период. Рисуя жизнь средней школы в дореволюцион­ ной Сибири, писатель вскрывает ту­ пость, мелочность и бездарность боль­ шинства педагогов-чиновников. Из пове­ сти «Реалисты» видно, как революци­ онная борьба рабочего класса находит отклик в среде учеников-реалистов, как формируется их сознание. Юноша Ан­ тон Костров — главный герой повести— становится вожаком учащейся молодё­ жи, а после отбытия срока заключения в тюрьме окончательно выбирает путь революционера-подполыцика. На форми­ рование Кострова решающее влияние

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2