Сибирские огни, 1950, № 2
тель» Свиридов. Даже сам инициатор создания кружка — преподаватель био логии занимает странную позицию не вмешательства, он даже не поговорил предварительно ни с директором шко лы, ни с комитетом комсомола. И если бы не поддержка председателя сельсо вета, то благородное начинание ребят закончилось бы провалом. Всё это, безусловно, искажает представление о нашей реальной действительности, где всякое ценное начинание всемерно под держивается. А если встречаются иногда консерваторы и рутинёры, они, как правило, являются одиночками, и советская общественность умело обезо руживает их. У Глеба Пушкарёва есть ещё не сколько рассказов из школьной и пио нерской жизни. Один из них — «Друзья» — поднимает важную тему о дружбе и товарищеской взаимопомощи школьников. Длительная дружба двух мальчиков играет большую роль в их жизни, в формировании их характера. Когда один из них тяжело и надолго заболел, другой занимался с ним дома, помог ему догнать товарищей по учёбе. Однако странным кажется, почему ни кто из членов пионерской организации не навестил тяжело больного товарища, почему учительница Мария Панкратьев- на, повидимому классный руководи тель, только случайно узнаёт об этом, почему никто из педагогов не оказал ему никакой помощи? Отсутствие подлинного знания жизни школы, недооценка роли советской школы в воспитании подрастающего по коления в духе коммунизма отрица тельно сказались на школьных пове стях и рассказах и Г. Пушкарёва и Агнии Кузнецовой. Писателю нельзя забывать о постановлении ЦК ВКП(б), состоявшемся ещё в мае 1 9 4 1 года. В нём указывалось, что книги, издавае мые для детей, должны быть написаны на научно-педагогической основе и под чинены учебно-воспитательным задачам школы. Детская историческая литература представлена повестями: «Артамошка Лузин» Г. Кунгурова, «Сергей Мохов» и «Реалисты» Глеба Пушкарёва. Повесть «Артамошка Лузин» напи сана Г. Кунгуровым с присущим ему мастерством и глубоким знанием исто рического материала. В повести хорошо показана борьба рядового казачества и городской бедноты против угнетавших их царских воевод. Писатель дал яркие запоминающиеся образы храброго охот ника Саранчо и молодого эвенка Чало- ка, гибнущего, чтобы спасти своего мо лодого русского друга. Хорошо расска зано о хитрости и подлости царских воевод, не брезговавших никакими гнусными средствами, чтобы сохранить свою власть и возможность дальнейше го ограбления угнетённого населения. В липе предводителя казачьей воль ницы Филимона Лузина и сына его Ар- тамона Г. Кунгуров показал народных бунтарей, мстителей, не способных ми риться с угнетением и восстающих за свою свободу. К сожалению, писателю порой изме няет чувство правды, и тогда в повести появляются персонажи в духе дорево люционных «исторических романов».' Такова фигура брата Филимона — Ни- канора, который становится отшельни ком, делит своё одиночество только с медведем и занимается врачеванием ди ких зверей. Также непонятны образы «страдальцев за веру» — выходцев из центральной России. Оми живут в ямах и постепенно вымирают с голоду. Меж ду тем из истории известно, что так называемые «староверы», бежавшие от религиозных преследований в Сибирь, были чаще всего людьми предприимчи выми. Кроме того, в повести скомкан ко нец. После разгрома отряда вольницы и гибели их предводителя Филимона Лузина вдруг появляется с ватагой Ар- тамон и приступом берёт Иркутский го родок. Каким образом он соединился с остатками разбитого отряда? Откуда добыл он необходимые пополнения людьми и вооружением? На все эти недоумённые вопросы, которые неиз бежно рождаются, у читателя, трудно получить ответ. Героической борьбе рабочих Красно ярска в революцию 1 9 0 5 года посвя щена повесть Глеба Пушкарёва «Сергей Мохов». Юный читатель с интересом следит за рабочим-подростком, всту пающим в революционную борьбу. Под руководством старого революционера — рабочего Михея Леонтьевича Суровцева подросток Серёжа становится борцом за рабочее дело. Читая повесть, видишь, что автор глубоко изучил описываемый материал и по документам и по рассказам уча стников восстания и глубоко осмыслил исторические факты. Это помогает ему соблюдать точность описываемых собы тий и давать им правильное истолкова ние. Во второй повести Глеба Пушкарёва — «Реалисты» основные события происходят в тот же период. Рисуя жизнь средней школы в дореволюцион ной Сибири, писатель вскрывает ту пость, мелочность и бездарность боль шинства педагогов-чиновников. Из пове сти «Реалисты» видно, как революци онная борьба рабочего класса находит отклик в среде учеников-реалистов, как формируется их сознание. Юноша Ан тон Костров — главный герой повести— становится вожаком учащейся молодё жи, а после отбытия срока заключения в тюрьме окончательно выбирает путь революционера-подполыцика. На форми рование Кострова решающее влияние
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2