Сибирские огни, 1950, № 2
участвуя в социалистическом соревнова нии, они рационализируют свой труд, дают высокую выработку. Дружба, воз никшая между представителями двух поколений рабочего класса — юным бригадиром «Петром Ивановичем» Са мойловым и старшим мастером, показа на с подкупающей теплотой. Но и в этом, одном из самых удач ных произведений Г. Пушкарёва, есть существенные недостатки. Читатели с недоверием отнесутся к быстрому, ни чем не оправданному назначению 1 5—16-летнего подростка, имеющего 5 классов образования и работающего «по 3-му разряду», начальником круп ного деревообделочного цеха завода. И хотя в цехе в основном работает молодёжь, руководство им не могло быть доверено мальчику-подроетку, не имеющему достаточных техниче ских знаний, каким бы способным и талантливым стахановцем он себя ни проявил. Здесь автор явно отступил от правды жизни. Повесть Н. Устиновича «В краю да лёком» посвящена изображению зверо водческого совхоза, куда случайно по падает воспитанник детского дома Вася Павлов, родители которого погиб ли. Работники совхоза окружают его отеческой заботой. Дружеское отноше ние людей создаёт обстановку, в кото рой он чувствует себя, как в родной семье. Автор хорошо знает и поэтому чрезвычайно наглядно описывает произ водственную жизнь зверосовхоза, усло вия содержания и размножения ценней шего зверька — соболя. Повесть заслу живает высокой оценки за правдивое изображение жизни и труда советских людей. Значительно большее число произве дений сибирских писателей посвящено школьной жизни. Здесь, в первую оче редь, необходимо остановиться на по вести О. Хавкина «Всегда вместе», в которой описана жизнь школьников в небольшом забайкальском рудничном посёлке. У героев повести глубоко раз вито чувство товарищеской взаимопомо щи. Писатель сумел убедительно пока зать, как развивается у школьников борьба за честь своего класса, как их волнуют и неудовлетворительные отмет ки, полученные товарищами по классу, и отсутствие внимательности, чуткости в обращении друг с другом. И когда серьёзный, вдумчивый юноша Кеша Евсюков, пользующийся большим авто ритетом среди товарищей, прибегнул к помощи кулаков, чтобы наказать за под лый поступок лодыря и зазнайку Митю Владимирского, то не только осужде ние педагогического совета, но и, глав ным образом, общественное мнение то варищей, комсомольцев, вынудили Кешу признать свою неправоту. Для молодого читателя очень убеди тельно звучат слова учителя Хромова., влюблённого в своё дело: «Главное, Кеша: ты защищал себя и товарищей, а забыл про коллектив, не сумел опе реться на него. А коллектив — это сила». Наряду с ребятами автор изобража ет и педагогов. Для всех педагогов ха рактерно одно стремление — совершен ствовать педагогическое мастерство, не успокаиваться на достигнутом, искать новых форм, новых методов воздейст вия на учеников, чтобы заботливо ра стить будущих строителей коммунизма. Школа расположена среди забайкаль ских сопок, вдалеке от железной доро ги, от культурных центров. Но ребята не чувствуют себя оторванными, изоли рованными от кипучей, созидательной жизни, которой живёт их чудесная ро дина. — Ты знаешь. Зубарев, в чём сила советских людей? — спрашивает учи тель Хромов своего ученика. — В том, что мы, люди разных профессий, из различных уголков страны — всегда вместе. И в малом и в большом. Этому научила нас партия. Окончив десятый класс, учащиеся прощаются со школой. У каждого свои мечты, широкие перспективы в жизни. Но все думают о том, какие интересные, содержательные годы прожиты вместе. Устами Тини Ойкина автор выражает свою мысль, обращаясь к юным читате лям: — Где бы ни были — мы будем всегда держаться вместе, вместе друг с другом... с народом, с партией и Сталиным. Всегда вместе! Язык, которым написана повесть, хотя и не свободен от шероховатостей, прост и выразителен. Автор умеет ску пыми словами и описать красоту за байкальской природы, и нарисовать за поминающиеся образы героев, раскрыть их характеры. Повесть, однако, имеет недостатки. Она плохо построена композиционно. Четыре пятых повести занимает описа ние жизни школьников в период обуче ния в восьмом классе и во время лет них каникул. Об остальных годах учёбы автор говорит скороговоркой, и у читателя остаётся впечатление, что ге рои его остановились в своём разви тии. Есть в повести и крупный порок, который вызывает принципиальное воз ражение. О. Хавкин правильно ставит вопрос о том, что советская школа не может жить замкнутым кружком, изоли рованным от окружающей жизни. Но как обедняет автор эту правильную мысль! Школа расположена в руднич ном посёлке, но ни педагоги, ни школьники, по воле автора, почти не проявляют интереса к производственной жизни рудника. На руднике работают и старые рабочие и молодёжь. Среди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2