Сибирские огни, 1950, № 2

участвуя в социалистическом соревнова­ нии, они рационализируют свой труд, дают высокую выработку. Дружба, воз­ никшая между представителями двух поколений рабочего класса — юным бригадиром «Петром Ивановичем» Са­ мойловым и старшим мастером, показа­ на с подкупающей теплотой. Но и в этом, одном из самых удач­ ных произведений Г. Пушкарёва, есть существенные недостатки. Читатели с недоверием отнесутся к быстрому, ни­ чем не оправданному назначению 1 5—16-летнего подростка, имеющего 5 классов образования и работающего «по 3-му разряду», начальником круп­ ного деревообделочного цеха завода. И хотя в цехе в основном работает молодёжь, руководство им не могло быть доверено мальчику-подроетку, не имеющему достаточных техниче­ ских знаний, каким бы способным и талантливым стахановцем он себя ни проявил. Здесь автор явно отступил от правды жизни. Повесть Н. Устиновича «В краю да­ лёком» посвящена изображению зверо­ водческого совхоза, куда случайно по­ падает воспитанник детского дома Вася Павлов, родители которого погиб­ ли. Работники совхоза окружают его отеческой заботой. Дружеское отноше­ ние людей создаёт обстановку, в кото­ рой он чувствует себя, как в родной семье. Автор хорошо знает и поэтому чрезвычайно наглядно описывает произ­ водственную жизнь зверосовхоза, усло­ вия содержания и размножения ценней­ шего зверька — соболя. Повесть заслу­ живает высокой оценки за правдивое изображение жизни и труда советских людей. Значительно большее число произве­ дений сибирских писателей посвящено школьной жизни. Здесь, в первую оче­ редь, необходимо остановиться на по­ вести О. Хавкина «Всегда вместе», в которой описана жизнь школьников в небольшом забайкальском рудничном посёлке. У героев повести глубоко раз­ вито чувство товарищеской взаимопомо­ щи. Писатель сумел убедительно пока­ зать, как развивается у школьников борьба за честь своего класса, как их волнуют и неудовлетворительные отмет­ ки, полученные товарищами по классу, и отсутствие внимательности, чуткости в обращении друг с другом. И когда серьёзный, вдумчивый юноша Кеша Евсюков, пользующийся большим авто­ ритетом среди товарищей, прибегнул к помощи кулаков, чтобы наказать за под­ лый поступок лодыря и зазнайку Митю Владимирского, то не только осужде­ ние педагогического совета, но и, глав­ ным образом, общественное мнение то­ варищей, комсомольцев, вынудили Кешу признать свою неправоту. Для молодого читателя очень убеди­ тельно звучат слова учителя Хромова., влюблённого в своё дело: «Главное, Кеша: ты защищал себя и товарищей, а забыл про коллектив, не сумел опе­ реться на него. А коллектив — это сила». Наряду с ребятами автор изобража­ ет и педагогов. Для всех педагогов ха­ рактерно одно стремление — совершен­ ствовать педагогическое мастерство, не успокаиваться на достигнутом, искать новых форм, новых методов воздейст­ вия на учеников, чтобы заботливо ра­ стить будущих строителей коммунизма. Школа расположена среди забайкаль­ ских сопок, вдалеке от железной доро­ ги, от культурных центров. Но ребята не чувствуют себя оторванными, изоли­ рованными от кипучей, созидательной жизни, которой живёт их чудесная ро­ дина. — Ты знаешь. Зубарев, в чём сила советских людей? — спрашивает учи­ тель Хромов своего ученика. — В том, что мы, люди разных профессий, из различных уголков страны — всегда вместе. И в малом и в большом. Этому научила нас партия. Окончив десятый класс, учащиеся прощаются со школой. У каждого свои мечты, широкие перспективы в жизни. Но все думают о том, какие интересные, содержательные годы прожиты вместе. Устами Тини Ойкина автор выражает свою мысль, обращаясь к юным читате­ лям: — Где бы ни были — мы будем всегда держаться вместе, вместе друг с другом... с народом, с партией и Сталиным. Всегда вместе! Язык, которым написана повесть, хотя и не свободен от шероховатостей, прост и выразителен. Автор умеет ску­ пыми словами и описать красоту за­ байкальской природы, и нарисовать за­ поминающиеся образы героев, раскрыть их характеры. Повесть, однако, имеет недостатки. Она плохо построена композиционно. Четыре пятых повести занимает описа­ ние жизни школьников в период обуче­ ния в восьмом классе и во время лет­ них каникул. Об остальных годах учёбы автор говорит скороговоркой, и у читателя остаётся впечатление, что ге­ рои его остановились в своём разви­ тии. Есть в повести и крупный порок, который вызывает принципиальное воз­ ражение. О. Хавкин правильно ставит вопрос о том, что советская школа не может жить замкнутым кружком, изоли­ рованным от окружающей жизни. Но как обедняет автор эту правильную мысль! Школа расположена в руднич­ ном посёлке, но ни педагоги, ни школьники, по воле автора, почти не проявляют интереса к производственной жизни рудника. На руднике работают и старые рабочие и молодёжь. Среди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2