Сибирские огни, 1950, № 2
Полюбите, дети, труд, как написано тут. Вот и вырастете — истыми Силачами—коммунистами. Вот эту любовь к труду и должны воспитывать книги для детей. Тема труда может, должна и будет главной и решающей темой и в детской литературе! Этого требует сама жизнь и наша великая любовь к советским де тям, из которых мы растим благород ных и талантливых тружеников велико го фронта борьбы за коммунизм. Для детей младшего возраста тема труда может быть раскрыта в самых различных проявлениях. Это, прежде всего, изображение труда советских людей, их трудовых подвигов, показ труда, самих детей в семье, в школе, в пионерском отряде, в кружках, в кол хозе; показ их будущего труда после школы. Сколько здесь самых увлека тельных сюжетов! У Елизаветы Стюарт немало произ ведений о труде самого разнообразного характера. Жаль только, что они не за нимают ещё главного места в её твор честве для детей. Очень хороши её стихотворения «На полях», «Осень», «Мамина помощни ца», «Новый сад» и многие другие, где тема труда раскрывается самым различным образом. Речь идёт о труде детей в поле, в лесу на сборе лекар ственных растений, в семье и т. д. В одном из стихотворений в сборнике «Про нашу Наташу» Е. Стюарт инте ресно рассказывает малышам о садово- дах-мичуринцах. Елизавета Стюарт больше, чем кто- либо другой из писателей, пишет о тру де. И всё же ею мало ещё написано на эту тему. Из других писателей-сибиряков даже трудно назвать кого-либо, кто писал бы о труде для детей младшего возраста. В литературе для малышей очень большое место занимает тема о приро де, о жизни животных, птиц, зверей. Тема, что и говорить, важная и нуж ная. Мы видели, однако, на примере от дельных произведений К. Урманова и Е. Стюарт, что эта тема даётся в от рыве от советской жизни. Приятным исключением является книжка Л. Кон- дырева «Пушистые питомцы». Повин ный не в одной плохой книжке для де тей, он написал, наконец, книжку, ко торая при всех её частных недостатках заслуживает одобрения. Текст прост и ясен, вполне досту пен малышам. Стихи рассказывают де тям о жизни зверей, о зверосовхозе, что даёт стране пушнину, о труде зве ровода, который занят важным и боль шим делом: В совхозе звероводу Любимый труд не труден — На радость для народа. На пользу нашим людям. В Сибири до сего времени не соз дано ни одной книги о советской семье,, о младших классах школы, о , детском., саде, если не считать отдельных стихо творений Е. Стюарт и Л. Кондырева, которые чаще всего очень далеки ещё от того, чтобы хоть в минимально не обходимой степени раскрыть эти важ ные темы. Стихотворения Е. Стюарт «В детский сад», «В школу», «На уроке» и некоторые другие при всех, их достоинствах затрагивают лишь от дельные стороны большой и очень важ ной темы. Детская литература призвана воспи тывать у детей волевой характер совет ского человека: благородство, муже ство, достоинство, решительность и ак тивность, чувство коллективизма, чест ность и правдивость и особенно любовь к своему народу, к родине, предан ность большевистской партии. Совет ская жизнь даёт для этого богатейший и прекраснейший материал. Советские дети, ещё находясь в дет ском саду, заучивают наизусть и пом нят всю жизнь, «Что такое хорошо и что такое плохо». Помня об этом, ре бёнок навсегда решает: «буду делать хорошо и не буду — плохо». Детская книжка и должна помочь со ветскому ребрнку «делать хорошо» и «не делать плохо». О чём бы ни пи сал детский писатель для ребят, о ге роическом ли труде, о семье или о- школе, о пионерском отряде или дет ском саде, какой бы темы ни касался1 автор, он не должен забывать об этом. Не обязательно нужно читать ребёнку нудные нравоучения, поучая его по каждому поводу. Правдивое и яркое изображение советской жизни само за ставит малышей сделать должный вы вод. В. Маяковский в стихах для детей не боялся и морали, но он очень хорошо знал, что такая мораль не должна, быть механическим привесом в книж ке. Поэтому сделать вывод он чаете предлагал самим ребятам: Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод...' К сожалению, о таком выводе, о са мой морали своего произведения от дельные авторы думают иногда недо статочно серьёзно. У Е. Стюарт немало произведений для детей, воспитывающих лучшие чер ты советского характера: «Санитары»,, «Парашютистка», «Винтовка», «Пу лемётчики», «Летчик», «Герой» и- другие. Тем досаднее промахи автора в. отдельных его стихотворениях. В стихотворении «Время ягодное» (из Ф. Чиспиякова) дети наши изобра жены почему-то трусливыми. УвидеЕ-- коршуна, все они присмирели, «вс&
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2