Сибирские огни, 1950, № 2

Полюбите, дети, труд, как написано тут. Вот и вырастете — истыми Силачами—коммунистами. Вот эту любовь к труду и должны воспитывать книги для детей. Тема труда может, должна и будет главной и решающей темой и в детской литературе! Этого требует сама жизнь и наша великая любовь к советским де­ тям, из которых мы растим благород­ ных и талантливых тружеников велико­ го фронта борьбы за коммунизм. Для детей младшего возраста тема труда может быть раскрыта в самых различных проявлениях. Это, прежде всего, изображение труда советских людей, их трудовых подвигов, показ труда, самих детей в семье, в школе, в пионерском отряде, в кружках, в кол­ хозе; показ их будущего труда после школы. Сколько здесь самых увлека­ тельных сюжетов! У Елизаветы Стюарт немало произ­ ведений о труде самого разнообразного характера. Жаль только, что они не за­ нимают ещё главного места в её твор­ честве для детей. Очень хороши её стихотворения «На полях», «Осень», «Мамина помощни­ ца», «Новый сад» и многие другие, где тема труда раскрывается самым различным образом. Речь идёт о труде детей в поле, в лесу на сборе лекар­ ственных растений, в семье и т. д. В одном из стихотворений в сборнике «Про нашу Наташу» Е. Стюарт инте­ ресно рассказывает малышам о садово- дах-мичуринцах. Елизавета Стюарт больше, чем кто- либо другой из писателей, пишет о тру­ де. И всё же ею мало ещё написано на эту тему. Из других писателей-сибиряков даже трудно назвать кого-либо, кто писал бы о труде для детей младшего возраста. В литературе для малышей очень большое место занимает тема о приро­ де, о жизни животных, птиц, зверей. Тема, что и говорить, важная и нуж­ ная. Мы видели, однако, на примере от­ дельных произведений К. Урманова и Е. Стюарт, что эта тема даётся в от­ рыве от советской жизни. Приятным исключением является книжка Л. Кон- дырева «Пушистые питомцы». Повин­ ный не в одной плохой книжке для де­ тей, он написал, наконец, книжку, ко­ торая при всех её частных недостатках заслуживает одобрения. Текст прост и ясен, вполне досту­ пен малышам. Стихи рассказывают де­ тям о жизни зверей, о зверосовхозе, что даёт стране пушнину, о труде зве­ ровода, который занят важным и боль­ шим делом: В совхозе звероводу Любимый труд не труден — На радость для народа. На пользу нашим людям. В Сибири до сего времени не соз­ дано ни одной книги о советской семье,, о младших классах школы, о , детском., саде, если не считать отдельных стихо­ творений Е. Стюарт и Л. Кондырева, которые чаще всего очень далеки ещё от того, чтобы хоть в минимально не­ обходимой степени раскрыть эти важ­ ные темы. Стихотворения Е. Стюарт «В детский сад», «В школу», «На уроке» и некоторые другие при всех, их достоинствах затрагивают лишь от­ дельные стороны большой и очень важ­ ной темы. Детская литература призвана воспи­ тывать у детей волевой характер совет­ ского человека: благородство, муже­ ство, достоинство, решительность и ак­ тивность, чувство коллективизма, чест­ ность и правдивость и особенно любовь к своему народу, к родине, предан­ ность большевистской партии. Совет­ ская жизнь даёт для этого богатейший и прекраснейший материал. Советские дети, ещё находясь в дет­ ском саду, заучивают наизусть и пом­ нят всю жизнь, «Что такое хорошо и что такое плохо». Помня об этом, ре­ бёнок навсегда решает: «буду делать хорошо и не буду — плохо». Детская книжка и должна помочь со­ ветскому ребрнку «делать хорошо» и «не делать плохо». О чём бы ни пи­ сал детский писатель для ребят, о ге­ роическом ли труде, о семье или о- школе, о пионерском отряде или дет­ ском саде, какой бы темы ни касался1 автор, он не должен забывать об этом. Не обязательно нужно читать ребёнку нудные нравоучения, поучая его по каждому поводу. Правдивое и яркое изображение советской жизни само за­ ставит малышей сделать должный вы­ вод. В. Маяковский в стихах для детей не боялся и морали, но он очень хорошо знал, что такая мораль не должна, быть механическим привесом в книж­ ке. Поэтому сделать вывод он чаете предлагал самим ребятам: Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод...' К сожалению, о таком выводе, о са­ мой морали своего произведения от­ дельные авторы думают иногда недо­ статочно серьёзно. У Е. Стюарт немало произведений для детей, воспитывающих лучшие чер­ ты советского характера: «Санитары»,, «Парашютистка», «Винтовка», «Пу­ лемётчики», «Летчик», «Герой» и- другие. Тем досаднее промахи автора в. отдельных его стихотворениях. В стихотворении «Время ягодное» (из Ф. Чиспиякова) дети наши изобра­ жены почему-то трусливыми. УвидеЕ-- коршуна, все они присмирели, «вс&

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2