Сибирские огни, 1950, № 2
Вот сборник рассказов К. Урманова «Киликушка». Семь рассказов сборни ка вводят молодого читателя в разно образный мир природы. Они занима тельны, поэтичны, написаны хорошим литературным языком. Автор отлично знает то, о чём пишет, он любовно изображает многие стороны из жизни природы, особенно из мира пернатых, и дети почерпнут из его рассказов не мало полезных и интересных сведений. Всё это, бесспорно, нужно и важно. И всё же в рассказах К. Урманова от сутствует главное — наше советское время, советская жизнь. В одних рас сказах оно лишь обозначено, а не по казано. в других — даже и не обозна чено. Такие рассказы, как «Горлинка», «Гости», «Хозяин», могли быть напи саны и сто и двести лет тому назад. В рассказе «В тайге», например, время обозначено лишь указанием автора, что он пробирался девственной тайгой по реке Томи до города Сталинска и двумя—тремя намёками из разговора действующих лиц. Книга для детей должна вводить ма ленького читателя в мир советской жиз ни, которая всегда есть и будет пре красной школой воспитания. При всех своих достоинствах рассказы К. Урма нова из сборника «Киликушка» не раскрывают ребёнку богатейшего мира советской жизни, и в этом их большой недостаток. Ведь задача воспитания не только в том, чтобы дети познали яв ления природы, её жизнь, что бесспор но очень важно и нужно, а й в том, чтобы, познавая это, они обогащали свой духовный мир, чтобы им привива лись навыки советской общественной жизни, чтобы у них воспитывались но вые волевые качества советского чело века. Как не вспомнить по этому случаю прекрасных слов А. В. Луначарского: «Когда я раскрываю в любом месте любую книжку Маяковского, жизнь каждый раз устремляется и омывает меня бурным потоком: свет яркий, бес пощадный для любителей тьмы, снопом лучей прожектора бьёт оттуда...» Это ли не пример для советских писате лей! К сожалению, немало произведений, в которых не чувствуется советской жизни, написано и другими авторами. Елизавета Стюарт — один из наибо лее активных авторов, пишущих для детей младшего возраста. В её книж ках, бесспорно, есть очень много хоро ших, интересных и ценных произведе ний, нужных и полезных детям, о них ещё будет речь. Однако в сборниках Е. Стюарт «Ласковое солнце» и «Стрижи» немало произведений, в кото рых так же, как и у К. Урманова, совсем не чувствуется дыхания нашей советской жизни. Содержание многих стихотворений никак не связано с на шим временем, которое чаще всего да же не обозначено. Таковы «Воробей», «Подснежник», «Воздушный шар» «Игра», «После дождя» и многие дру гие. Чему может научить, скажем, такое,- стихотворение, как «Шмель», состоя щее всего из двух стихов: Толстый шмель в цветах гудит, Ел весь день, а всё не сыт. Или вот стихотворение «Капля»: Капля сидит на краю листка, Капля свесила ножки, Думает: «Падать не буду пока». Кап! и уже на дорожке. Слишком узко и познавательное зна чение подобных стихотворений. Новосибирское товарищество «Худож ник» выпустило несколько детских кни жек Л. Кондырева, сделанных поспеш но и небрежно. В книжке «Дед-мороз» имеются, например, такие безграмот ные и бессмысленные стихи: Ёлки острые иголки, В снежном бархате и шёлке, Про которых всюду толки. Ёлки чудо-чудеса. Что могут дать детям и чему на учить подобные стихи? Другая, хорошо задуманная книжка — «Огоньки», того же автора, также страдает многими небрежностями. Её содержание упрощено и примитивно. В изображении автора пилот ведёт само лёт выше тучи, хотя тут же рядом не бо у него совсем чистое и голубое. Всё это снижает интерес детей и лишает книжку её воспитательного значения, так как всё это далеко от жизни. Книга для детей, если она оторвана- от советской жизни, от советских взгля дов «а вещи и явления, в лучшем слу чае будет воспитывать просто благо нравного ребёнка, а не советского пат риота, не маленького большевика и гражданина, с детства усваивающего принципы новой морали коммунистиче ского коллектива. Тема великого патриотического труда ка благо родины давно уже стала гене ральной темой советской литературы. Эта тема должна быть главной и для детской литературы, где она всё ещё занимает незаслуженно малое место. А ведь именно тема социалистического труда позволит писателям сделать со ветскую жизнь главным содержанием своих произведений. Эта тема позволит им глубже раскрыть перед детьми но вую мораль советского века, мораль строителей коммунизма. В. В. Маяков ский в своей известной «Сказке о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, ко торый тонкий», писал, обращаясь к своим юным современникам:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2