Сибирские огни, 1950, № 2

Вот сборник рассказов К. Урманова «Киликушка». Семь рассказов сборни­ ка вводят молодого читателя в разно­ образный мир природы. Они занима­ тельны, поэтичны, написаны хорошим литературным языком. Автор отлично знает то, о чём пишет, он любовно изображает многие стороны из жизни природы, особенно из мира пернатых, и дети почерпнут из его рассказов не­ мало полезных и интересных сведений. Всё это, бесспорно, нужно и важно. И всё же в рассказах К. Урманова от­ сутствует главное — наше советское время, советская жизнь. В одних рас­ сказах оно лишь обозначено, а не по­ казано. в других — даже и не обозна­ чено. Такие рассказы, как «Горлинка», «Гости», «Хозяин», могли быть напи­ саны и сто и двести лет тому назад. В рассказе «В тайге», например, время обозначено лишь указанием автора, что он пробирался девственной тайгой по реке Томи до города Сталинска и двумя—тремя намёками из разговора действующих лиц. Книга для детей должна вводить ма­ ленького читателя в мир советской жиз­ ни, которая всегда есть и будет пре­ красной школой воспитания. При всех своих достоинствах рассказы К. Урма­ нова из сборника «Киликушка» не раскрывают ребёнку богатейшего мира советской жизни, и в этом их большой недостаток. Ведь задача воспитания не только в том, чтобы дети познали яв­ ления природы, её жизнь, что бесспор­ но очень важно и нужно, а й в том, чтобы, познавая это, они обогащали свой духовный мир, чтобы им привива­ лись навыки советской общественной жизни, чтобы у них воспитывались но­ вые волевые качества советского чело­ века. Как не вспомнить по этому случаю прекрасных слов А. В. Луначарского: «Когда я раскрываю в любом месте любую книжку Маяковского, жизнь каждый раз устремляется и омывает меня бурным потоком: свет яркий, бес­ пощадный для любителей тьмы, снопом лучей прожектора бьёт оттуда...» Это ли не пример для советских писате­ лей! К сожалению, немало произведений, в которых не чувствуется советской жизни, написано и другими авторами. Елизавета Стюарт — один из наибо­ лее активных авторов, пишущих для детей младшего возраста. В её книж­ ках, бесспорно, есть очень много хоро­ ших, интересных и ценных произведе­ ний, нужных и полезных детям, о них ещё будет речь. Однако в сборниках Е. Стюарт «Ласковое солнце» и «Стрижи» немало произведений, в кото­ рых так же, как и у К. Урманова, совсем не чувствуется дыхания нашей советской жизни. Содержание многих стихотворений никак не связано с на­ шим временем, которое чаще всего да­ же не обозначено. Таковы «Воробей», «Подснежник», «Воздушный шар» «Игра», «После дождя» и многие дру­ гие. Чему может научить, скажем, такое,- стихотворение, как «Шмель», состоя­ щее всего из двух стихов: Толстый шмель в цветах гудит, Ел весь день, а всё не сыт. Или вот стихотворение «Капля»: Капля сидит на краю листка, Капля свесила ножки, Думает: «Падать не буду пока». Кап! и уже на дорожке. Слишком узко и познавательное зна­ чение подобных стихотворений. Новосибирское товарищество «Худож­ ник» выпустило несколько детских кни­ жек Л. Кондырева, сделанных поспеш­ но и небрежно. В книжке «Дед-мороз» имеются, например, такие безграмот­ ные и бессмысленные стихи: Ёлки острые иголки, В снежном бархате и шёлке, Про которых всюду толки. Ёлки чудо-чудеса. Что могут дать детям и чему на­ учить подобные стихи? Другая, хорошо задуманная книжка — «Огоньки», того же автора, также страдает многими небрежностями. Её содержание упрощено и примитивно. В изображении автора пилот ведёт само­ лёт выше тучи, хотя тут же рядом не­ бо у него совсем чистое и голубое. Всё это снижает интерес детей и лишает книжку её воспитательного значения, так как всё это далеко от жизни. Книга для детей, если она оторвана- от советской жизни, от советских взгля­ дов «а вещи и явления, в лучшем слу­ чае будет воспитывать просто благо­ нравного ребёнка, а не советского пат­ риота, не маленького большевика и гражданина, с детства усваивающего принципы новой морали коммунистиче­ ского коллектива. Тема великого патриотического труда ка благо родины давно уже стала гене­ ральной темой советской литературы. Эта тема должна быть главной и для детской литературы, где она всё ещё занимает незаслуженно малое место. А ведь именно тема социалистического труда позволит писателям сделать со ­ ветскую жизнь главным содержанием своих произведений. Эта тема позволит им глубже раскрыть перед детьми но­ вую мораль советского века, мораль строителей коммунизма. В. В. Маяков­ ский в своей известной «Сказке о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, ко­ торый тонкий», писал, обращаясь к своим юным современникам:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2