Сибирские огни, 1950, № 2

труду наших учителей, работе пионер- ■ских и комсомольских организаций. Среди лучших книг, снискавших вни- -мание и любовь молодого читателя и получивших признание педагогов, нельзя не назвать такие книги, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Честь смолоду» А. Первенцова, «Сын полка» В. Катаева, «Степное солнце» П. Павленко, «Рассказы о Ленине» . А. Кононова, «Стожары», А. Мусато­ ва, «Школа» С. Айни, «Два капитана» В. Каверина, стихи С. Маршака, С. Ми­ халкова, А. Барто, 3. Александровой, Емельяна Букова, Э. Огнецвет и мно­ гих, многих других. Вместе с тем пленум отметил, что, несмотря на большие достижения, ещё «не выполнены те многообразные тре­ бования, которые следует предъявлять к детской книге, предназначенной для воспитания молодых патриотов, буду­ щих строителей коммунистического об­ щества». Детская литература ещё не в полной мере отвечает высоким задачам, поставленным перед нею большевистской партией. И в свете этих больших и от­ ветственных задач особенно очевидны недостатки, которыми ещё страдает ли­ тература для детей. Это, прежде всего, — узость темати­ ки. Ещё очень мало книг о великих вождях революции, о Ленине и Сталине, а ведь в их жизни заключается несо­ крушимая сила великого примера, вы­ сокий образец„для воспитания стойко­ го и волевого, благородного и активного советского человека. Совсем мало книг о воспитательной работе большевист­ ской партии среди молодёжи. Слабо разрабатывает литература партийные и политические темы. Мало ещё произве­ дений о великом патриотическом труде советских людей, о борьбе новаторов производства и науки. Юного читателя глубоко волнуют вопросы школы, семьи, дружбы и товарищества, взаимо­ отношения личности и коллектива, а книг об этом также совсем мало. Мно­ гие возрасты, особенно младшие, совер­ шенно недостаточно обслуживаются на­ шей детской литературой. Пленум на основании указаний боль­ шевистской партии разработал целый ряд мероприятий, которые должны обеспечить дальнейший успех советской детской литературы. Издание книг для детей у нас всё более и более возрастает. Книги для детей выпускаются уже на всех языках народов СССР. Только за 1 9 4 6 — 1 9 4 9 годы в стране издано около 5 . 0 0 0 названий детских книг, с общим тиражом около 1 8 0 миллионов экземп­ ляров. Много книг для детей найдётся в краях и областях страны. В Сибири и на Дальнем Востоке книги для детей выпускаются в Ново­ сибирске, Иркутске, Красноярске, Ом­ ске, Барнауле, Чите, Хабаровске, Вла­ дивостоке. Что же это за книги? Како­ во их содержание, характер, идейно­ художественные достоинства? Насколь­ ко отвечают все они требованиям жиз­ ни, интересам читателя, тем большим требованиям, которые предъявляет к детским книгам большевистская пар­ тия? Каков вклад детских писателей-си- биряков и дальневосточников в общую нашу детскую литературу, каковы их новые задачи в свете решений XIII пле­ нума Союза советских писателей? 2 Правильно писала Н. К. Крупская, что ориентация на возраст, на жизнен- ный опыт детей очень важна. И в са­ мом деле, об одном и том же явлении надо рассказать по-иному дошкольнику, школьнику младших классов, или юно­ ше, оканчивающему школу. К сожалению, как очень верно отме­ тил пленум Союза писателей, у нас ещё крайне недостаточно создаётся книг для детей дошкольного и младше­ го школьного возраста. Мало книг о труде, о советской семье, о воспита­ нии в семье, о младших классах шко­ лы, о детском саде, мало книг и позна­ вательного характера об окружающих ребёнка вещах и явлениях. Упрёки эти в большой степени отно­ сятся и к детской литературе, издавае­ мой в Сибири. Многочисленные област­ ные и краевые издательства Сибири и Дальнего Востока за пять послевоенных лет выпустили всего полтора десятка книг. Это очень мало! Для детей младших возрастов из си­ бирских писателей более или менее ак­ тивно пишут Е. Стюарт, К. Урманов, И. Молчанов-Сибирский и JI. Кондырев. В выпуске сказок приняли участие А. Коптелов, В. Пухначёв, Д. Миро­ нова и Е. Березницкий. Как видно из этого перечня, круг детских писателей, пишущих для малышей, необычайно мал, тем более, что многие из них за все эти годы написали всего по одной книжке. Тематика этих книг весьма ограниче­ на, многие очень важные темы совер­ шенно не поднимаются. Одним из важнейших идейно-художе­ ственных достоинств советской литера­ туры является верность жизни, полити­ ческая целеустремлённость, яркость и глубина образов. Этими достоинствами должна обладать и литература для де­ тей. Однако произведения писателей-сиби- ряков, написанные для младших возра­ стов, далеко не всегда связаны с на­ шей жизнью, без чего эти произведения не могут быть полноценными и достой­ ными своего высокого назначения — воспитывать будущих строителей комму­ низма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2