Сибирские огни, 1950, № 2

менаду обществом и «частными», «ин­ тимными» делами человека, в понима­ нии того, что эти «личные» качества в сущности являются общественными и что в них выражается вся полнота и цельность мыслей и чувств нового че­ ловека. За двадцать лет после смерти Мая­ ковского советская поэзия испытала на себе оплодотворяющее влияние его . творчества. Силу влияния Маяковского на его современников и поэтов после­ дующих годов трудно переоценить. При этом значение его творчества всё воз­ растает, оно становится всё более дей­ ственным. Стихи поэта звучат по-ново­ му на каждом новом этапе развития на- .шего общества. Это удел подлинно великого художника. Маяковский дорог нам тем, что он стал поэтом воинствующей большевист­ ской идейности, знаменосцем народных идей, лучшим выразителем чувств со­ ветского народа. Маяковский дорог нам тем, что в его творчестве достигает величайшей силы выражения единство личных и общественных переживаний, умение видеть в малом великое и — на этой ос­ нове опережать время. Обращение поэтов и критиков к со­ кровищнице творчества Маяковского, разработка его наследства должны сыграть огромную роль в развитии со­ временной поэзии. Советский человек, с его высокими идеалами, с богатейшим внутренним миром, патриот, строитель коммунисти­ ческого общества, нашёл своё ярчай­ шее отражение в поэзии Маяковского. Это обусловливает её постоянную ак­ туальность для читателей на многие и многие годы. Эти же качества поэзии Маяковского определяют её роль и зна­ чение в общем развитии советской ли­ тературы, в идейном и творческом фор­ мировании советских поэтов различных поколений и творческих направлений. Маяковский призывал поэтов итти вместе с народом «на труд, на празд­ ник и на смерть». Он видел высокое назначение советского поэта в создании активной, политически целеустремлён­ ной и действенной поэзии. Чтоб из книги через радость глаз от свидетеля счастливого в мускулы усталые лилась строящая и бунтующая сила. Смысл своей творческой деятельно­ сти Маяковский видел в том, чтобы быть рупором партийных идей, острым оружием политической борьбы. «Я... прежде всего поставивший своё перо в услужение сегодняшнему часу, настоя­ щей действительности и проводнику её — советскому правительству и пар­ тии»,— говорил Маяковский на диспуте «Политика Совкино» ( 1 9 2 7 ) . Он требовал, чтобы творческие уси­ лия художника были направлены «на максимальную помощь своему классу». Быть в гуще жизни, в центре полити­ ческой борьбы, видеть и отображать процессы большого исторического зна­ чения, от которых зависят судьбы со­ циалистической революции, таковы тре­ бования, которые Маяковский предъ­ являл к поэтическому творчеству. Для него коммунизм не отвлечённая мечта, а реальное дело. Маяковский подходил к оценке се­ годняшнего дня с высот будущего, от­ чётливо видя и понимая величествен­ ную перспективу революции. «Чем вещь или событие больше, — писал он,— тем и расстояние, на кото­ рое надо отойти, будет больше. Слабо­ сильные топчутся на месте и ждут, по­ ка событие пройдёт, чтоб его отразить, мощные забегают настолько же вперёд, чтоб тащить понятое время». Маяковский был в рядах не «слабо­ сильных» , а «мощных», тех, кто мог «тащить понятое время» вперёд, пото­ му что с идейных вершин ему далеко видны были горизонты изображаемой им исторической эпохи. В творчестве Маяковского — впервые в истории поэ­ зии — политическая и эстетическая по­ зиция художника составили взаимообус­ ловленное единство: политика явилась не только идейным содержанием, но и стала творческим принципом, опреде­ ляющим художественное изображение явлений действительности. Это главная особенность, характеризующая новый тип реалистической поэзии, созданной Маяковским. Приведённые выше слова Маяков­ ского: «Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь» — имеют глубочайший смысл не только в применении к его собственному творче­ ству, но и к советской литературе в целом. В лучших произведениях советской поэзии есть то взволнованное, страст­ ное отношение к событиям, людям, фактам, которое составляет основную черту поэтического мышления Маяков­ ского. Ведь он всегда считал материа­ лом для своего творчества весь реаль­ ный мир в его противоречиях, мир ог­ ромных социальных борений и страстей. «Сплошное сердце гудит повсеместно», — говорил об этом сам поэт. Маяковский стал самым популярным поэтом нашей страны, завоевал любовь миллионов читателей, потому что всем своим творчеством он утверждал актив­ ное отношение к жизни, потому что за­ просы и требования народа, его труд и борьба рождали в душе поэта широкий и мощный отклик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2