Сибирские огни, 1950, № 2
менаду обществом и «частными», «ин тимными» делами человека, в понима нии того, что эти «личные» качества в сущности являются общественными и что в них выражается вся полнота и цельность мыслей и чувств нового че ловека. За двадцать лет после смерти Мая ковского советская поэзия испытала на себе оплодотворяющее влияние его . творчества. Силу влияния Маяковского на его современников и поэтов после дующих годов трудно переоценить. При этом значение его творчества всё воз растает, оно становится всё более дей ственным. Стихи поэта звучат по-ново му на каждом новом этапе развития на- .шего общества. Это удел подлинно великого художника. Маяковский дорог нам тем, что он стал поэтом воинствующей большевист ской идейности, знаменосцем народных идей, лучшим выразителем чувств со ветского народа. Маяковский дорог нам тем, что в его творчестве достигает величайшей силы выражения единство личных и общественных переживаний, умение видеть в малом великое и — на этой ос нове опережать время. Обращение поэтов и критиков к со кровищнице творчества Маяковского, разработка его наследства должны сыграть огромную роль в развитии со временной поэзии. Советский человек, с его высокими идеалами, с богатейшим внутренним миром, патриот, строитель коммунисти ческого общества, нашёл своё ярчай шее отражение в поэзии Маяковского. Это обусловливает её постоянную ак туальность для читателей на многие и многие годы. Эти же качества поэзии Маяковского определяют её роль и зна чение в общем развитии советской ли тературы, в идейном и творческом фор мировании советских поэтов различных поколений и творческих направлений. Маяковский призывал поэтов итти вместе с народом «на труд, на празд ник и на смерть». Он видел высокое назначение советского поэта в создании активной, политически целеустремлён ной и действенной поэзии. Чтоб из книги через радость глаз от свидетеля счастливого в мускулы усталые лилась строящая и бунтующая сила. Смысл своей творческой деятельно сти Маяковский видел в том, чтобы быть рупором партийных идей, острым оружием политической борьбы. «Я... прежде всего поставивший своё перо в услужение сегодняшнему часу, настоя щей действительности и проводнику её — советскому правительству и пар тии»,— говорил Маяковский на диспуте «Политика Совкино» ( 1 9 2 7 ) . Он требовал, чтобы творческие уси лия художника были направлены «на максимальную помощь своему классу». Быть в гуще жизни, в центре полити ческой борьбы, видеть и отображать процессы большого исторического зна чения, от которых зависят судьбы со циалистической революции, таковы тре бования, которые Маяковский предъ являл к поэтическому творчеству. Для него коммунизм не отвлечённая мечта, а реальное дело. Маяковский подходил к оценке се годняшнего дня с высот будущего, от чётливо видя и понимая величествен ную перспективу революции. «Чем вещь или событие больше, — писал он,— тем и расстояние, на кото рое надо отойти, будет больше. Слабо сильные топчутся на месте и ждут, по ка событие пройдёт, чтоб его отразить, мощные забегают настолько же вперёд, чтоб тащить понятое время». Маяковский был в рядах не «слабо сильных» , а «мощных», тех, кто мог «тащить понятое время» вперёд, пото му что с идейных вершин ему далеко видны были горизонты изображаемой им исторической эпохи. В творчестве Маяковского — впервые в истории поэ зии — политическая и эстетическая по зиция художника составили взаимообус ловленное единство: политика явилась не только идейным содержанием, но и стала творческим принципом, опреде ляющим художественное изображение явлений действительности. Это главная особенность, характеризующая новый тип реалистической поэзии, созданной Маяковским. Приведённые выше слова Маяков ского: «Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь» — имеют глубочайший смысл не только в применении к его собственному творче ству, но и к советской литературе в целом. В лучших произведениях советской поэзии есть то взволнованное, страст ное отношение к событиям, людям, фактам, которое составляет основную черту поэтического мышления Маяков ского. Ведь он всегда считал материа лом для своего творчества весь реаль ный мир в его противоречиях, мир ог ромных социальных борений и страстей. «Сплошное сердце гудит повсеместно», — говорил об этом сам поэт. Маяковский стал самым популярным поэтом нашей страны, завоевал любовь миллионов читателей, потому что всем своим творчеством он утверждал актив ное отношение к жизни, потому что за просы и требования народа, его труд и борьба рождали в душе поэта широкий и мощный отклик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2