Сибирские огни, 1950, № 2
Певец молодости и силы социалисти ческого отечества, Маяковский горячо любил советскую молодёжь, был с ней органически связан, постоянно сотруд ничая в «Комсомольской правде», ча сто выступал перед молодёжной ауди торией. И наша молодёжь на внимание поэта к себе отвечала полной взаим ностью, платила ему уважением, друж бой и любовью. На «комсомольских стихах» Маяковского воспитывались поколения советской молодёжи в духе боевой партийности, любви и преданно сти большевистской партии и её вож дям; молодёжь следовала и следует пламенному призыву поэта творить все мирно-историческое дело построения коммунизма в нашей стране: ...быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь. С любовью и гордостью Маяковский воспевал Красную Армию, её силу и непобедимость. Сколько подлинного гражданского пафоса было в его по стоянных призывах к бдительности и боевой готовности! Он напоминал нам, что на нашу землю «спущена свора шпионов, под жигателей, бандитов, убийц, и от име ни своего народа заявлял агрессорам: Били Деникина, били Махно, — так же любого с дороги смахнём. Врагам народа была ненавистна поэ зия Маяковского, преданного делу пар тии, они старались принизить её значе ние, травили и клеветали на револю ционного поэта. Поэзия Маяковского исключительно многогранна по своему содержанию, по своей тематике. Вся жизнь вторгается в неё. Трудно представить тему, на кото рую не откликнулся бы Маяковский. Будучи поэтом нового типа, связанным живыми нитями с действительностью, глубоко зная эту действительность, он умел выдвигать каждый раз новые и новые проблемы, жил бурной жизнью страны. Абсолютно чуждый самоуспо коенности, поэт беспрерывно был охва чен творческим беспокойством и волне нием, всегда чувствовал себя в долгу перед Родиной, перед вселенной и пе ред «всем, о чём не успел написать». Столь же многогранна была поэзия Маяковского и в жанровом отношении. Создавая произведения большого обще ственного значения и огромной эмоцио нальной силы, он оставался всесторон ним мастером различных жанров: герои ческого эпоса и сатиры, лирики и агитки-лозунга, поэмы и фельетона. Эта многогранность Маяковского также говорит о своеобразии поэта социали стической эпохи, о новых отношениях между личностью поэта и окружающим его миром,— разнообразие содержания требовало и разнообразия форм. Драматургия Маяковского — органи ческая часть литературного наследства поэта. В написанных за последние годы жизни пьесах «Клоп» и «Баня» про явился сатирический талант Маяковско го. Сатирический пафос «Клопа» обра щён против мещанства (Присыпкин). В «Байе» Маяковский сатирически изоб личает бюрократизм (Победоносиков). Эти пьесы бичевали носителей пережит ков капитализма, «разных мерзавцев», как выражался Маяковский, которые мешали строить новое общество. Сам поэт считал пьесы итогом «газетной и публицистической работы, особенно- по «Комсомольской правде» (предисло вие к пьесе «Клоп»). «Клоп» и «Баня» написаны в нача ле первой сталинской пятилетки. Вели кое будущее открывалось перед стра ной, в которой главную ценность со ставляют люди, творящие изумительные дела во имя коммунизма. И поэт понимал, что для этого вели кого дела гибельны успокоенность и благодушие, проявления мещанства и бюрократизма, угодничество, подхалим ство и другие пороки, унаследованные человеком от старого мира. Творчество Маяковского, направленное против этих пороков, воспитывает у советского че ловека новые моральные качества, чув ство высокой личной ответственности перед социалистической родиной. Пьесы «Клоп» и «Баня» проникну ты пафосом борьбы против отврати тельных пережитков эксплоататорекогс общества во имя стремительного дви жения к коммунистическому обществу. Поэзия Маяковского —- образец слу жения народу. Поэтический долг он видел в верности своей стране, в безот казном труде на её благо. Творчество в представлении поэта — напряжённый и ответственный труд, и Маяковский всю жизнь постигал тайны и законы этого труда. 5 Говорить о влиянии Маяковского на советскую поэзию — значит говорить не о подражании его внешним приёмам. Маяковский велик прежде всего потому, что подлинно передовые идеи современ ности, вдохновляющие миллионные мас сы народа на творческий труд и борьбу за победу коммунизма, естественно и глубоко вошли в художественную ткань его поэзии. Традиция Маяковского про является в умении ставить в художе ственных произведениях насущнейшие вопросы жизни, обнаруживать связь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2