Сибирские огни, 1950, № 2

Певец молодости и силы социалисти­ ческого отечества, Маяковский горячо любил советскую молодёжь, был с ней органически связан, постоянно сотруд­ ничая в «Комсомольской правде», ча­ сто выступал перед молодёжной ауди­ торией. И наша молодёжь на внимание поэта к себе отвечала полной взаим­ ностью, платила ему уважением, друж­ бой и любовью. На «комсомольских стихах» Маяковского воспитывались поколения советской молодёжи в духе боевой партийности, любви и преданно­ сти большевистской партии и её вож­ дям; молодёжь следовала и следует пламенному призыву поэта творить все­ мирно-историческое дело построения коммунизма в нашей стране: ...быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь. С любовью и гордостью Маяковский воспевал Красную Армию, её силу и непобедимость. Сколько подлинного гражданского пафоса было в его по­ стоянных призывах к бдительности и боевой готовности! Он напоминал нам, что на нашу землю «спущена свора шпионов, под­ жигателей, бандитов, убийц, и от име­ ни своего народа заявлял агрессорам: Били Деникина, били Махно, — так же любого с дороги смахнём. Врагам народа была ненавистна поэ­ зия Маяковского, преданного делу пар­ тии, они старались принизить её значе­ ние, травили и клеветали на револю­ ционного поэта. Поэзия Маяковского исключительно многогранна по своему содержанию, по своей тематике. Вся жизнь вторгается в неё. Трудно представить тему, на кото­ рую не откликнулся бы Маяковский. Будучи поэтом нового типа, связанным живыми нитями с действительностью, глубоко зная эту действительность, он умел выдвигать каждый раз новые и новые проблемы, жил бурной жизнью страны. Абсолютно чуждый самоуспо­ коенности, поэт беспрерывно был охва­ чен творческим беспокойством и волне­ нием, всегда чувствовал себя в долгу перед Родиной, перед вселенной и пе­ ред «всем, о чём не успел написать». Столь же многогранна была поэзия Маяковского и в жанровом отношении. Создавая произведения большого обще­ ственного значения и огромной эмоцио­ нальной силы, он оставался всесторон­ ним мастером различных жанров: герои­ ческого эпоса и сатиры, лирики и агитки-лозунга, поэмы и фельетона. Эта многогранность Маяковского также говорит о своеобразии поэта социали­ стической эпохи, о новых отношениях между личностью поэта и окружающим его миром,— разнообразие содержания требовало и разнообразия форм. Драматургия Маяковского — органи­ ческая часть литературного наследства поэта. В написанных за последние годы жизни пьесах «Клоп» и «Баня» про­ явился сатирический талант Маяковско­ го. Сатирический пафос «Клопа» обра­ щён против мещанства (Присыпкин). В «Байе» Маяковский сатирически изоб­ личает бюрократизм (Победоносиков). Эти пьесы бичевали носителей пережит­ ков капитализма, «разных мерзавцев», как выражался Маяковский, которые мешали строить новое общество. Сам поэт считал пьесы итогом «газетной и публицистической работы, особенно- по «Комсомольской правде» (предисло­ вие к пьесе «Клоп»). «Клоп» и «Баня» написаны в нача­ ле первой сталинской пятилетки. Вели­ кое будущее открывалось перед стра­ ной, в которой главную ценность со­ ставляют люди, творящие изумительные дела во имя коммунизма. И поэт понимал, что для этого вели­ кого дела гибельны успокоенность и благодушие, проявления мещанства и бюрократизма, угодничество, подхалим­ ство и другие пороки, унаследованные человеком от старого мира. Творчество Маяковского, направленное против этих пороков, воспитывает у советского че­ ловека новые моральные качества, чув­ ство высокой личной ответственности перед социалистической родиной. Пьесы «Клоп» и «Баня» проникну­ ты пафосом борьбы против отврати­ тельных пережитков эксплоататорекогс общества во имя стремительного дви­ жения к коммунистическому обществу. Поэзия Маяковского —- образец слу­ жения народу. Поэтический долг он видел в верности своей стране, в безот­ казном труде на её благо. Творчество в представлении поэта — напряжённый и ответственный труд, и Маяковский всю жизнь постигал тайны и законы этого труда. 5 Говорить о влиянии Маяковского на советскую поэзию — значит говорить не о подражании его внешним приёмам. Маяковский велик прежде всего потому, что подлинно передовые идеи современ­ ности, вдохновляющие миллионные мас­ сы народа на творческий труд и борьбу за победу коммунизма, естественно и глубоко вошли в художественную ткань его поэзии. Традиция Маяковского про­ является в умении ставить в художе­ ственных произведениях насущнейшие вопросы жизни, обнаруживать связь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2