Сибирские огни, 1950, № 2
мый совершенный общественный строй, уничтоживших навсегда национальное угнетение и эксплоатацию человека че ловеком. Показывая героический путь нашего государства, этапы строительства и победы социализма, Маяковский слагает вдохновенный гимн в честь освобож дённого народа, утверждает идею живо творного советского патриотизма. «Я много в тёплых странах плутал», 1— говорит поэт в поэме «Хорошо!», утверждая любовь к родной стране, «с которою вместе мёрз, и, гордясь своей принадлежностью к великому со ветскому народу, имеющему неоцени мые заслуги перед историей человече ства. Величественным гимном в честь социалистического отечества заканчи вается эта замечательная эпопея социа листической революции. Поэма согрета внутренним лиризмом, захватывающим оптимизмом, мотивами гордости за нашу советскую Родину и её людей. «Хорошо!» — поэма о правде социалистических успехов. Глубокое идейное содержание, правдивость и глу бокий лиризм её облечены в высоко художественную, простую, подлинно на родную форму. 4 Маяковскйй был величайшим лири ком, который смог слиться со своей социалистической родиной, со своим на родом. Органическая слитность с эпо хой позволила Маяковскому запечатлеть в своих стихах мысли и чувства нового человека социалистического общества, героические черты людей нашего на рода. Слитность поэта со своим народом, страной, органическое единство личного и общественного находят в лирике Ма яковского яркое и полное выражение. Маяковский создаёт мужественный образ поэта-борца, расчищающего грязь и скверну старого мира во имя людей будущего, «которые здоровы и ловки», отдавшего всего себя делу построения коммунизма. Маяковский всегда под чёркивал активность и политическую целеустремлённость советской поэзии, как наиболее важную и характерную её черту. Ом считал искусство орудием борьбы. Поэт мечтает о том, «чтоб к штыку приравняли перо». Он говорит: ...Сила поэта не только в этом, что, вас вспоминая, в грядущем икнут. Нет! И сегодня рифма поэта — ласка, и лозунг, н штык, и кнут. «Давайте без завистей и без фами лий кдасть в коммунову стройку слова- кирпичи», — призывает Маяковский пролетарских поэтов, обнаруживая свойственное ему воинствующее, под линно партийное понимание и «теку щих задач» поэзии, и принципиальных вопросов художественного творчества. Тот новый образ поэта, тесно свя занного с народом и вместе с ним бо рющегося за коммунизм, та идея ге роического и самоотверженного служе ния художника новой действительности, которые утверждаются в поэтических декларациях Маяковского, означают но вое, действенное и социалистически целеустремлённое отношение к миру. В величественном процессе переуст ройства жизни первостепенную роль иг рает искусство, художник, поэт, кото рый, не отрываясь от масс, ведёт их вперёд, потому что он ...народа водитель и одновременно народный слуга. Маяковский сознательно боролся за политическую целеустремлённость и принципиальность поэтических пози ций. «Я меряю по коммуне стихов сорта»,— говорил он, видя в этом кри терий значительности поэтического тру да. Для него поэзия и политика нераз рывны. Политика организует поэтиче ский образ, поэтическое произведение. «Стихотворение,— говорил Маяковский, — должно иметь в себе полный поли тический идейный заряд» . В поэзии Маяковского лирическое «я» поэта воплощает образ человека советской эпохи. Во имя революции, во имя социа лизма творил, слагал свои вдохновен ные стихи поэт, ради этого идеала про славлял он всё новое, порой медленно, по крупице, входящее в жизнь, а порой врывающееся в неё с неожиданной и стремительной силой. Беспримерное- новаторство Маяков ского в том и состоит, что он показал, как лучшие свойства советского челове ка проявляются всегда и во всём — в трудные трагические дни и в радостные дни великого созидания, в борьбе и тру де, в отношении к обществу и государ ству, к культуре и быту, творчеству и любви. Суровые годы военного комму низма пережил советский человек, годы вооружённой борьбы с полчищами им периалистов, напавшими на молодую республику, годы холода и голода, раз рухи и эпидемий. Но никогда не мерк ло у нашего человека сознание величия целей, за которые борется он, чувство уверенности в торжество социализма, «России не быть под Антантой, комму не не быть покорённой», провозглашал поэт в «Левом марше», исполненном высокого пафоса и предчувствия близо сти «солнечного края» коммунизма. Поэт видит перспективу развития ре волюции, создавая пламенные произве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2