Сибирские огни, 1950, № 2

мый совершенный общественный строй, уничтоживших навсегда национальное угнетение и эксплоатацию человека че­ ловеком. Показывая героический путь нашего государства, этапы строительства и победы социализма, Маяковский слагает вдохновенный гимн в честь освобож­ дённого народа, утверждает идею живо­ творного советского патриотизма. «Я много в тёплых странах плутал», 1— говорит поэт в поэме «Хорошо!», утверждая любовь к родной стране, «с которою вместе мёрз, и, гордясь своей принадлежностью к великому со­ ветскому народу, имеющему неоцени­ мые заслуги перед историей человече­ ства. Величественным гимном в честь социалистического отечества заканчи­ вается эта замечательная эпопея социа­ листической революции. Поэма согрета внутренним лиризмом, захватывающим оптимизмом, мотивами гордости за нашу советскую Родину и её людей. «Хорошо!» — поэма о правде социалистических успехов. Глубокое идейное содержание, правдивость и глу­ бокий лиризм её облечены в высоко­ художественную, простую, подлинно на­ родную форму. 4 Маяковскйй был величайшим лири­ ком, который смог слиться со своей социалистической родиной, со своим на­ родом. Органическая слитность с эпо­ хой позволила Маяковскому запечатлеть в своих стихах мысли и чувства нового человека социалистического общества, героические черты людей нашего на­ рода. Слитность поэта со своим народом, страной, органическое единство личного и общественного находят в лирике Ма­ яковского яркое и полное выражение. Маяковский создаёт мужественный образ поэта-борца, расчищающего грязь и скверну старого мира во имя людей будущего, «которые здоровы и ловки», отдавшего всего себя делу построения коммунизма. Маяковский всегда под­ чёркивал активность и политическую целеустремлённость советской поэзии, как наиболее важную и характерную её черту. Ом считал искусство орудием борьбы. Поэт мечтает о том, «чтоб к штыку приравняли перо». Он говорит: ...Сила поэта не только в этом, что, вас вспоминая, в грядущем икнут. Нет! И сегодня рифма поэта — ласка, и лозунг, н штык, и кнут. «Давайте без завистей и без фами­ лий кдасть в коммунову стройку слова- кирпичи», — призывает Маяковский пролетарских поэтов, обнаруживая свойственное ему воинствующее, под­ линно партийное понимание и «теку­ щих задач» поэзии, и принципиальных вопросов художественного творчества. Тот новый образ поэта, тесно свя­ занного с народом и вместе с ним бо­ рющегося за коммунизм, та идея ге­ роического и самоотверженного служе­ ния художника новой действительности, которые утверждаются в поэтических декларациях Маяковского, означают но­ вое, действенное и социалистически целеустремлённое отношение к миру. В величественном процессе переуст­ ройства жизни первостепенную роль иг­ рает искусство, художник, поэт, кото­ рый, не отрываясь от масс, ведёт их вперёд, потому что он ...народа водитель и одновременно народный слуга. Маяковский сознательно боролся за политическую целеустремлённость и принципиальность поэтических пози­ ций. «Я меряю по коммуне стихов сорта»,— говорил он, видя в этом кри­ терий значительности поэтического тру­ да. Для него поэзия и политика нераз­ рывны. Политика организует поэтиче­ ский образ, поэтическое произведение. «Стихотворение,— говорил Маяковский, — должно иметь в себе полный поли­ тический идейный заряд» . В поэзии Маяковского лирическое «я» поэта воплощает образ человека советской эпохи. Во имя революции, во имя социа­ лизма творил, слагал свои вдохновен­ ные стихи поэт, ради этого идеала про­ славлял он всё новое, порой медленно, по крупице, входящее в жизнь, а порой врывающееся в неё с неожиданной и стремительной силой. Беспримерное- новаторство Маяков­ ского в том и состоит, что он показал, как лучшие свойства советского челове­ ка проявляются всегда и во всём — в трудные трагические дни и в радостные дни великого созидания, в борьбе и тру­ де, в отношении к обществу и государ­ ству, к культуре и быту, творчеству и любви. Суровые годы военного комму­ низма пережил советский человек, годы вооружённой борьбы с полчищами им­ периалистов, напавшими на молодую республику, годы холода и голода, раз­ рухи и эпидемий. Но никогда не мерк­ ло у нашего человека сознание величия целей, за которые борется он, чувство уверенности в торжество социализма, «России не быть под Антантой, комму­ не не быть покорённой», провозглашал поэт в «Левом марше», исполненном высокого пафоса и предчувствия близо­ сти «солнечного края» коммунизма. Поэт видит перспективу развития ре­ волюции, создавая пламенные произве-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2