Сибирские огни, 1950, № 2

мал, что для этого прежде всего нужно смести с пути эстетов, «запутавшихся в паутине рифм», «длинноволосых про­ поведников» и всех прочих недобитых сторонников «эстетического старья». Это вам — прикрывшиеся листиками мистики, лбы морщинками изрыв — футуристики, имажинистики. акмеистики. запутавшиеся в паутине рифм... Бросьте! Забудьте, плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мелехлюдии из арсеналов искусств. Мотив борьбы за революционное действенное искусство проходит сквозь всю поэзию Маяковского. Он восстаёт против поэтов, которые идут «не по линии создания новой пролетарской поэ­ зии, а по линии декаданса старой упа­ дочнической поэзии». В статье «Как делать стихи» Маяковский иронизирует над мечтающими в поэзии отвести душу на «сиренях, персях, трелях, аккор­ дах и ланитах». Он нападает на поэтов за их «грошовый романтизм», за при­ страстие к библейским образам, за то, что, «закрыв глаза на всё, что кругом творится, сладенько изливается». «Взять его, —■говорит дальше Маяков­ ский о таком типе поэта, — и носом, как щенка, ткнуть в жизнь». Маяковский постоянно разоблачал тайных и явных врагов передового ис­ кусства. Его полемический талант не­ иссякаем, если речь идёт о всяческих проявлениях в поэзии эстетского трафа­ рета, косности, упадочничества. Но уничтожающей критике он подвергал и «однообразнейший пейзаж» советской поэзии, требуя, чтобы она была глубо­ кой по содержанию, совершенной и разнообразной по форме, подлинно ори­ гинальной, политически острой и дейст­ венной. До конца жизни Маяковский оста­ вался страстным борцом за поэтическое качество. Сам неутомимый труженик, взыскательный шлифовщик поэтическо­ го слова, он безжалостно издевался над «братьями-писателями» за литера­ турную неряшливость их работы, безот­ ветственность и халтуру. «Главной ра­ ботой, — говорил Маяковский в статье «А что вы пишете?», относящейся к 1 9 2 6 году, — главной борьбой, кото­ рую сейчас необходимо вести писателю, это — общая борьба за качество. Ка­ чество писательской продукции (в связи с этим и положение писателя в нашем советском обществе) чрезвычай­ но пошатнулось, понизилось, дискреди­ тировалось» . Для того, чтобы в художественных образах убедительно и ярко выразить идеи коммунизма, нужно обладать высо­ ким мастерством. И Маяковский в своей работе над словом достигает пре­ дельной ясности и убедительности. Не­ примиримость к эстетизму, к безидей- ной поэзии и в то же время требова­ ние высокого поэтического качества — это две стороны не прекращающейся до самой смерти борьбы поэта за новый тип революционной поэзии, народной по своей сущности и назначению. Поэзия Маяковского явилась ярчай­ шим выражением революционной совет­ ской эпохи, будучи поэзией народной не только «по складу ума и речи», но и по силе и глубине своей связи с широ­ кими, миллионными массами. Всё твор­ чество, каждое стихотворение, каждое слово поэта в годы революции было об­ ращено к массам. Жизнь Маяковского — это своеобразный и беспримерный разговор поэта-трибуна, «агитатора, горлана-главаря» со своим народом. Все произведения Маяковского пер­ вых лет революции представляют собой единый цикл, в котором с огромной си­ лой звучит голрс эпохи. Патетическая лирика, агитационные стихи и лозунги к плакатам РОСТА ( 1 9 1 9 —1 9 2 1 ) , пье­ са-обозрение «Мистерия-буфф» (1 9 1 8 ) , поэма « 1 5 0 . 0 0 0 . 0 0 0 » ( 1 9 2 0 ) — раз­ личные в жанровом отношении — оду­ хотворены целостным революционным пафосом и стремлением к массовости искусства. Всё это знаменовало собой слияние поэта с революционной действительно­ стью. После этого Маяковский создал такие произведения, как «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!», в которых единство поэта с эпохой, с народом до­ стигает предельной художественной вы­ разительности. Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз. Сильнее и чище нельзя причаститься великому чувству по имени — класс! 3 Путь Маяковского к вершинам реа­ листической поэзии ярко проявляется в эпическом творчестве поэта. В поэме, как монументальном стихотворном жан­ ре, основные эстетические принципы представляют более рельефно и в более развёрнутом виде. Незадолго до смерти Маяковский приступил к работе над поэмой о пяти­ летке, но успел закончить только вступ­ ление к ней — «Во весь голос». Крепчайшими нитями связывается в этих поэмах величественное и простое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2