Сибирские огни, 1950, № 2

поставил вопрос о поддержке прави­ тельства Керенского... Маяковский произнёс громовую речь, и резолюцию провалили». В дооктябрьский период ясной и до конца последовательной была у Ма­ яковского позиция отрицания старого мира и его искусства. Не случайно, что в предреволюцион­ ные годы поэт обратился в своём твор­ честве к сатирической поэзии, к жан­ рам острого социального памфлета, где в полной мере выражено его революци­ онное мировоззрение. Предоктябрьское творчество Маяков­ ского является показательной страницей в идейной и творческой эволюции поэ­ та. Всем своим развитием в эти годы он был подготовлен к восприятию Ве­ ликой Октябрьской социалистической революции, как «своей» революции, к тому, чтобы после Октября стать луч­ шим певцом борьбы освобождённого на­ рода за коммунизм. Маяковский при­ нял Октябрьскую революцию, как свою революцию. Маяковскому с самого начала были близки интересы самых широких демо­ кратических масс, интересы- народа. Поэт видел бесправие, страдания чело­ века в буржуазном обществе. И, нена­ видя и отрицая это общество, он верил в возможность нового общественного строя, в котором установятся подлинно человеческие отношения. В Октябрь­ ской революции поэт видел наиболее полное осуществление народных интере­ сов и чаяний. 2 Маяковский после Великой Октябрь­ ской социалистической революции осо­ знаёт себя певцом коммунизма. Идейно-художественные позиции Ма­ яковского завоёвывались им долгим и упорным трудом, в ожесточённой борь­ бе на протяжении многих лет. Путь Маяковского — это путь к вершинам социалистической поэзии. От многого поэт отказывался на этом пути, многое углублял в своём движении вперёд, и, «только перешагнув через себя» , пере­ ходил к новому. Источник силы Ма­ яковского как поэта после победы Ве­ ликой Октябрьской социалистической революции — его теснейшая связь с трудящимися, совместная с ними борь­ ба за построение социалистического об­ щества, стремление быть активным про­ пагандистом идей партии Л енина- Сталина, борцом за победу политики большевистской партии — руководящей силы советского общества. Маяковский стал основоположником социалистической поэзии под живитель­ ным влиянием великих идей больше­ вистской партии. Изучая произведения Ленина и Сталина, поэт воплощал в художественных образах ленинско-ста­ линские идеи. В идеях партии Ленина—Сталина поэт видел великую направляющую си­ лу для искусства. «Я ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм», — в этих сло­ вах признание Маяковским своей нераз­ рывной связи с большевистской пар­ тией. Единство поэта со своим народом,: страной, партией находит в поэзии Ма­ яковского яркое и полное выражение. В дооктябрьские годы мы видели героя Маяковского, протестующего против отвратительного мира лжи и насилия, рвущегося к свободе. После Октября лирический герой поэта сливается с ти­ пическим образом человека социалисти­ ческого общества, строителя нового ми­ ра. В лирике Маяковского находят своё выражение великие гуманистические идеалы советского народа, устремлённо­ го в будущее, создающего непреходя­ щие материальные и духовные ценно­ сти. Так в самой реальной жизни лю­ дей, в условиях их борьбы и труда во имя коммунизма нашёл Маяковский своего героя и воплотил его в своих вдохновенных стихах и поэмах. Поэзия Маяковского первых лет ре­ волюции одухотворена новым пафосом борьбы и победы. Послеоктябрьский период творчества Маяковского — это период утверждения нового героическо­ го искусства, овладения высоким реали­ стическим мастерством поэзии. За годы революции он выдвигается в первые ряды, как поэт-трибун огромно­ го дарования и неукротимой энергии. Певец великой эпохи социализма, он совершает переворот в поэзии. Эстетика Маяковского складывалась в процессе длительной, напряжённой и тяжёлой борьбы поэта за место «в ра­ бочем строю». В шумных схватках и острой борьбе провозглашались и шли­ фовались новые эстетические взгляды Маяковского, для которого поэтическое- творчество всегда имело большое госу­ дарственное значение. Перед советской литературой с пер­ вых лет её существования и развития встали задачи борьбы с враждебными теориями и влияниями, реакционными школами и направлениями, задача чест­ но и открыто служить народу, делу ук­ репления его завоеваний, построения социалистического общества. Маяковский, преисполненный чувст­ вом социальной ответственности за об­ щее дело народа, рассматривал своё творчество как грозное оружие в борь­ бе за коммунизм. В «приказах по армии искусств» поэт обращается с пламенным призы­ вом к его деятелям стать на службу ре­ волюции: «Товарищи, дайте новое ис­ кусство — такое, чтоб выволочь рес­ публику из грязи». Маяковский пони­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2