Сибирские огни, 1950, № 2
поставил вопрос о поддержке прави тельства Керенского... Маяковский произнёс громовую речь, и резолюцию провалили». В дооктябрьский период ясной и до конца последовательной была у Ма яковского позиция отрицания старого мира и его искусства. Не случайно, что в предреволюцион ные годы поэт обратился в своём твор честве к сатирической поэзии, к жан рам острого социального памфлета, где в полной мере выражено его революци онное мировоззрение. Предоктябрьское творчество Маяков ского является показательной страницей в идейной и творческой эволюции поэ та. Всем своим развитием в эти годы он был подготовлен к восприятию Ве ликой Октябрьской социалистической революции, как «своей» революции, к тому, чтобы после Октября стать луч шим певцом борьбы освобождённого на рода за коммунизм. Маяковский при нял Октябрьскую революцию, как свою революцию. Маяковскому с самого начала были близки интересы самых широких демо кратических масс, интересы- народа. Поэт видел бесправие, страдания чело века в буржуазном обществе. И, нена видя и отрицая это общество, он верил в возможность нового общественного строя, в котором установятся подлинно человеческие отношения. В Октябрь ской революции поэт видел наиболее полное осуществление народных интере сов и чаяний. 2 Маяковский после Великой Октябрь ской социалистической революции осо знаёт себя певцом коммунизма. Идейно-художественные позиции Ма яковского завоёвывались им долгим и упорным трудом, в ожесточённой борь бе на протяжении многих лет. Путь Маяковского — это путь к вершинам социалистической поэзии. От многого поэт отказывался на этом пути, многое углублял в своём движении вперёд, и, «только перешагнув через себя» , пере ходил к новому. Источник силы Ма яковского как поэта после победы Ве ликой Октябрьской социалистической революции — его теснейшая связь с трудящимися, совместная с ними борь ба за построение социалистического об щества, стремление быть активным про пагандистом идей партии Л енина- Сталина, борцом за победу политики большевистской партии — руководящей силы советского общества. Маяковский стал основоположником социалистической поэзии под живитель ным влиянием великих идей больше вистской партии. Изучая произведения Ленина и Сталина, поэт воплощал в художественных образах ленинско-ста линские идеи. В идеях партии Ленина—Сталина поэт видел великую направляющую си лу для искусства. «Я ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм», — в этих сло вах признание Маяковским своей нераз рывной связи с большевистской пар тией. Единство поэта со своим народом,: страной, партией находит в поэзии Ма яковского яркое и полное выражение. В дооктябрьские годы мы видели героя Маяковского, протестующего против отвратительного мира лжи и насилия, рвущегося к свободе. После Октября лирический герой поэта сливается с ти пическим образом человека социалисти ческого общества, строителя нового ми ра. В лирике Маяковского находят своё выражение великие гуманистические идеалы советского народа, устремлённо го в будущее, создающего непреходя щие материальные и духовные ценно сти. Так в самой реальной жизни лю дей, в условиях их борьбы и труда во имя коммунизма нашёл Маяковский своего героя и воплотил его в своих вдохновенных стихах и поэмах. Поэзия Маяковского первых лет ре волюции одухотворена новым пафосом борьбы и победы. Послеоктябрьский период творчества Маяковского — это период утверждения нового героическо го искусства, овладения высоким реали стическим мастерством поэзии. За годы революции он выдвигается в первые ряды, как поэт-трибун огромно го дарования и неукротимой энергии. Певец великой эпохи социализма, он совершает переворот в поэзии. Эстетика Маяковского складывалась в процессе длительной, напряжённой и тяжёлой борьбы поэта за место «в ра бочем строю». В шумных схватках и острой борьбе провозглашались и шли фовались новые эстетические взгляды Маяковского, для которого поэтическое- творчество всегда имело большое госу дарственное значение. Перед советской литературой с пер вых лет её существования и развития встали задачи борьбы с враждебными теориями и влияниями, реакционными школами и направлениями, задача чест но и открыто служить народу, делу ук репления его завоеваний, построения социалистического общества. Маяковский, преисполненный чувст вом социальной ответственности за об щее дело народа, рассматривал своё творчество как грозное оружие в борь бе за коммунизм. В «приказах по армии искусств» поэт обращается с пламенным призы вом к его деятелям стать на службу ре волюции: «Товарищи, дайте новое ис кусство — такое, чтоб выволочь рес публику из грязи». Маяковский пони
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2