Сибирские огни, 1950, № 2
свидетельствует поэт в своей биогра фии, он ещё в 1 9 1 0 году, за два года до напечатания своего первого стихо творения, современную ему литературу оценил как «эстетику старья». «Хочу делать социалистическое искусство», — писал он в автобиографии. Разумеется, будущий поэт вкладывал в понятие «со циалистическое искусство» далеко не то содержание, которое стало ясным для него в последующие годы. Занять сразу же до конца последова тельные реалистические позиции Ма яковскому помешали его связи с футу ризмом, представлявшим собой разно видность и порождение декадентского искусства начала XX века. Маяковский в начале творческого пути печатал свои стихи в сборниках кубофутуристов, подписывал их декларации, участвовал вместе с Бурлюком и Крученых в шум ных литературных выступлениях. Ма яковский ошибочно полагал, что только футуристы смогут до конца разрушить старое искусство и создать новую худо жественную форму. Понятно, что влияние футуристов не могло не сказаться на формировании молодого поэта. Оно проявилось как в понимании Маяковским сущности искус ства, так и в его поэтической практике. В статье «Два Чехова» поэт провоз глашает «безразличность» содержания и в доказательство выдвигает такое формалистическое сравнение: «Чехов первый понял, что писатель только вы гибает искусную вазу, а влить в неё вино или помои — безразлично. Идей, сюжетов — нет... Не идея рождает сло во, а слово рождает идею». Футуристический формализм и уста новка на «эпатирование» вкусов бур жуа оказали известное влияние на пер вые стихи Маяковского. Между тем творчество Маяковского уже этих лет приводит к выводу, что органической связи с футуристами у молодого поэта не было. Показательны некоторые высказыва ния о Маяковском в те годы его совре менников и прежде всего М. Горького. Известны слова Горького о Маяков ском, «талантливейшем, крупнейшем поэте», относящиеся к 1 9 1 6 году: «Собственно говоря, — отмечал Горь кий, — никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Большой поэт...» Маяковский был представителем но ваторства не узко формалистского, а идейного. Сильнейшие демократиче ские тенденции, реалистическая направ ленность творческой программы — вот что разделило Маяковского и футури стов. Ранняя поэзия Маяковского насыще на социальными мотивами. Она закла дывала фундамент поэзии, рассчитан ной на массы, поэзии площадей и улиц, которым «нечем кричать и раз говаривать» . Лирический герой Ма яковского, как горьковский Данко, от даёт людям своё окровавленное сердце во имя «настоящих людей, бога самого- милосердней и лучше». В ранней поэзии Маяковского выра жена основная тема поэта о трагиче ском человеческом существовании в ус ловиях капиталистической «цивилиза ции», тема яростного протеста против капитализма. Поэт обнажает тот про цесс обесчеловечения людей и их чувств, который составляет особен ность буржуазного общества. Сатириче ские стихи Маяковского о «сытых Сы тиных», об учёных прислужниках бур жуазии, о поэтах, «чирикавших перепе лами», о капиталистическом городе, «лепрозории», о «быкомордой», «мясо- массой» ораве — все эти стихи были направлены против акмеистов и того, что воспевалось ими, — буржуазного мира.] Острое социальное чутьё и политиче ский опыт, накопленный поэтом за вре мя работы его в Московской больше вистской организации, помогли Маяков скому определить свою позицию в от ношении к войне и февральской рево люции. Война явилась величайшим пе реломом в жизни народов. Она явилась испытанием для всех партий и течений,- называвших себя социалистическими,- Она была испытанием и для русской поэзии. Голос Маяковского гремел про тив империалистической бойни, призы вал к революционному выступлению, к разрушению старого мира («Война объ явлена», «Я и Наполеон», «Вам»), Выпарили человечество кровавой баней только для того, чтоб кто-то где-то разжился Албанией... Скоро У мира не останется неполоманного ребра. И душу вытащат. И растопчут там её только для того, чтоб кто-то к рукам прибрал Мессопотамию. С первых дней февральской револю ции Маяковский разоблачает соглаша тельскую политику «меньшевистско- эсеровских предателей революции», ви дит новые задачи, вставшие перед на родом. Нужно было добивать силы ца ризма («взлетел, простёрся орёл само держца, черней, чем раньше, злей, ор- линее»), создавать вооружённую гвар дию и готовиться к новому штурму. Временное правительство выпустило обращение с просьбой об общественной поддержке. На одном из собраний про фессионального союза художников- живописцев Москвы, в члены которого Маяковский вступил в июне, обсужда лось это обращение. «Председательст вующий Шабшал зачитал обращение в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2