Сибирские огни, 1950, № 2

свидетельствует поэт в своей биогра­ фии, он ещё в 1 9 1 0 году, за два года до напечатания своего первого стихо­ творения, современную ему литературу оценил как «эстетику старья». «Хочу делать социалистическое искусство», — писал он в автобиографии. Разумеется, будущий поэт вкладывал в понятие «со­ циалистическое искусство» далеко не то содержание, которое стало ясным для него в последующие годы. Занять сразу же до конца последова­ тельные реалистические позиции Ма­ яковскому помешали его связи с футу­ ризмом, представлявшим собой разно­ видность и порождение декадентского искусства начала XX века. Маяковский в начале творческого пути печатал свои стихи в сборниках кубофутуристов, подписывал их декларации, участвовал вместе с Бурлюком и Крученых в шум­ ных литературных выступлениях. Ма­ яковский ошибочно полагал, что только футуристы смогут до конца разрушить старое искусство и создать новую худо­ жественную форму. Понятно, что влияние футуристов не могло не сказаться на формировании молодого поэта. Оно проявилось как в понимании Маяковским сущности искус­ ства, так и в его поэтической практике. В статье «Два Чехова» поэт провоз­ глашает «безразличность» содержания и в доказательство выдвигает такое формалистическое сравнение: «Чехов первый понял, что писатель только вы­ гибает искусную вазу, а влить в неё вино или помои — безразлично. Идей, сюжетов — нет... Не идея рождает сло­ во, а слово рождает идею». Футуристический формализм и уста­ новка на «эпатирование» вкусов бур­ жуа оказали известное влияние на пер­ вые стихи Маяковского. Между тем творчество Маяковского уже этих лет приводит к выводу, что органической связи с футуристами у молодого поэта не было. Показательны некоторые высказыва­ ния о Маяковском в те годы его совре­ менников и прежде всего М. Горького. Известны слова Горького о Маяков­ ском, «талантливейшем, крупнейшем поэте», относящиеся к 1 9 1 6 году: «Собственно говоря, — отмечал Горь­ кий, — никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Большой поэт...» Маяковский был представителем но­ ваторства не узко формалистского, а идейного. Сильнейшие демократиче­ ские тенденции, реалистическая направ­ ленность творческой программы — вот что разделило Маяковского и футури­ стов. Ранняя поэзия Маяковского насыще­ на социальными мотивами. Она закла­ дывала фундамент поэзии, рассчитан­ ной на массы, поэзии площадей и улиц, которым «нечем кричать и раз­ говаривать» . Лирический герой Ма­ яковского, как горьковский Данко, от­ даёт людям своё окровавленное сердце во имя «настоящих людей, бога самого- милосердней и лучше». В ранней поэзии Маяковского выра­ жена основная тема поэта о трагиче­ ском человеческом существовании в ус­ ловиях капиталистической «цивилиза­ ции», тема яростного протеста против капитализма. Поэт обнажает тот про­ цесс обесчеловечения людей и их чувств, который составляет особен­ ность буржуазного общества. Сатириче­ ские стихи Маяковского о «сытых Сы­ тиных», об учёных прислужниках бур­ жуазии, о поэтах, «чирикавших перепе­ лами», о капиталистическом городе, «лепрозории», о «быкомордой», «мясо- массой» ораве — все эти стихи были направлены против акмеистов и того, что воспевалось ими, — буржуазного мира.] Острое социальное чутьё и политиче­ ский опыт, накопленный поэтом за вре­ мя работы его в Московской больше­ вистской организации, помогли Маяков­ скому определить свою позицию в от­ ношении к войне и февральской рево­ люции. Война явилась величайшим пе­ реломом в жизни народов. Она явилась испытанием для всех партий и течений,- называвших себя социалистическими,- Она была испытанием и для русской поэзии. Голос Маяковского гремел про­ тив империалистической бойни, призы­ вал к революционному выступлению, к разрушению старого мира («Война объ­ явлена», «Я и Наполеон», «Вам»), Выпарили человечество кровавой баней только для того, чтоб кто-то где-то разжился Албанией... Скоро У мира не останется неполоманного ребра. И душу вытащат. И растопчут там её только для того, чтоб кто-то к рукам прибрал Мессопотамию. С первых дней февральской револю­ ции Маяковский разоблачает соглаша­ тельскую политику «меньшевистско- эсеровских предателей революции», ви­ дит новые задачи, вставшие перед на­ родом. Нужно было добивать силы ца­ ризма («взлетел, простёрся орёл само­ держца, черней, чем раньше, злей, ор- линее»), создавать вооружённую гвар­ дию и готовиться к новому штурму. Временное правительство выпустило обращение с просьбой об общественной поддержке. На одном из собраний про­ фессионального союза художников- живописцев Москвы, в члены которого Маяковский вступил в июне, обсужда­ лось это обращение. «Председательст­ вующий Шабшал зачитал обращение в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2