Сибирские огни, 1950, № 2
И. МАСЛИН ISe.iiiKiiii поэт великой эпохи 1 Владимир Маяковский является ос новоположником новой, социалистиче ской поэзии. В его творчестве нашла отражение великая эпоха социалистиче ской революции и построения коммуни стического общества. Его наследство лю бит и ценит советский народ за народ ность и высокую идейность. Товарищ Сталин назвал Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом на шей советской эпохи». Владимир Маяковский прошёл труд ный и сложный творческий путь. Литературная ситуация в России к началу первых печатных выступлений Маяковского была вполне выявившейся. В ней отразились особенности классо вых противоречий той поры. В идеоло гии ожесточённо боролись между собой два лагеря — революции и реакции. В этой борьбе позиция Маяковского была совершенно определённой. Он на ходился в революционном лагере. Антинародному, антиреалистическому декадентскому искусству начала века, проникнутому идеологией господствую щих классов, напуганных призраком грядущей пролетарской революции, про тивостоит творчество М. Горького и реалистическая литература, возглавляе мая им. Поэзия раннего Маяковского находилась, несомненно, в этом русле. Здоровое революционное направле ние в литературном движении, связан ное с деятельностью Горького и лите ратурой, им возглавляемой, отражало передовые настроения пролетариата, ко торый поднимал и вёл широкие трудя щиеся массы к народной революции, против самодержавия. После поражения революции 1 9 0 5 года буржуазия и дворянство объедини лись. Столыпинская реформа 1 9 0 6 го да и третьеиюньский государственный переворот 1 9 0 7 года означали торже ство самой неприкрытой реакции. Большевистская партия в трудных условиях отступления, применяя обход ные пути и методы, готовилась сама и в . «Сибирские огни» № 2. готовила трудящиеся массы к новому наступлению. В. И. Ленин и И. В. Сталин, боль шевистская партия, вооружённая идея ми своих вождей, высоко подняли зна мя литературы, связанной с задачами социалистической революции, разобла чая различные проявления декадентства, идейного и художественного распада в литературе тех лет. В статье «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленин показал, что литература «должна быть важной составной частью общего проле тарского дела. В этой статье Ленина заложены все основы, на которых бази руется развитие нашей советской лите ратуры... Ленинизм исходит из того, что наша литература не может быть аполитичной, не может представлять собой «искусст во для искусства», а призвана осуще ствлять важную передовую роль в об щественной жизни. Отсюда исходит ле нинский принцип партийности литера туры — важнейший вклад В. К. Ленина ■в науку о литературе»*. Ленин и Сталин вели решительную борьбу против буржуазной эстетики, разоблачали фальшь и лицемерие бур жуазной «свободы» творчества, про возгласили идею партийности литера туры. Отражением идейного разброда, па ники и страха перед назревающей бу рей, охвативших господствующие клас сы и буржуазную интеллигенцию в на чале века, явилась литература русского декаданса — символизма, акмеизма и футуризма. Все эти школы, принимав шие на отдельных этапах своего разви тия различную окраску, были связаны с идеологией буржуазии и дворянства и выступали против литературы, выра жавшей идеи социалистического движе ния. Раннее творчество Маяковского — пример сознательного служения ново му демократическому искусству. Как * А. А. Жданов. Доклад о журналах «Звез- да» и «Ленинград», 1946.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2