Сибирские огни, 1950, № 2

И. МАСЛИН ISe.iiiKiiii поэт великой эпохи 1 Владимир Маяковский является ос­ новоположником новой, социалистиче­ ской поэзии. В его творчестве нашла отражение великая эпоха социалистиче­ ской революции и построения коммуни­ стического общества. Его наследство лю­ бит и ценит советский народ за народ­ ность и высокую идейность. Товарищ Сталин назвал Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом на­ шей советской эпохи». Владимир Маяковский прошёл труд­ ный и сложный творческий путь. Литературная ситуация в России к началу первых печатных выступлений Маяковского была вполне выявившейся. В ней отразились особенности классо­ вых противоречий той поры. В идеоло­ гии ожесточённо боролись между собой два лагеря — революции и реакции. В этой борьбе позиция Маяковского была совершенно определённой. Он на­ ходился в революционном лагере. Антинародному, антиреалистическому декадентскому искусству начала века, проникнутому идеологией господствую­ щих классов, напуганных призраком грядущей пролетарской революции, про­ тивостоит творчество М. Горького и реалистическая литература, возглавляе­ мая им. Поэзия раннего Маяковского находилась, несомненно, в этом русле. Здоровое революционное направле­ ние в литературном движении, связан­ ное с деятельностью Горького и лите­ ратурой, им возглавляемой, отражало передовые настроения пролетариата, ко­ торый поднимал и вёл широкие трудя­ щиеся массы к народной революции, против самодержавия. После поражения революции 1 9 0 5 года буржуазия и дворянство объедини­ лись. Столыпинская реформа 1 9 0 6 го­ да и третьеиюньский государственный переворот 1 9 0 7 года означали торже­ ство самой неприкрытой реакции. Большевистская партия в трудных условиях отступления, применяя обход­ ные пути и методы, готовилась сама и в . «Сибирские огни» № 2. готовила трудящиеся массы к новому наступлению. В. И. Ленин и И. В. Сталин, боль­ шевистская партия, вооружённая идея­ ми своих вождей, высоко подняли зна­ мя литературы, связанной с задачами социалистической революции, разобла­ чая различные проявления декадентства, идейного и художественного распада в литературе тех лет. В статье «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленин показал, что литература «должна быть важной составной частью общего проле­ тарского дела. В этой статье Ленина заложены все основы, на которых бази­ руется развитие нашей советской лите­ ратуры... Ленинизм исходит из того, что наша литература не может быть аполитичной, не может представлять собой «искусст­ во для искусства», а призвана осуще­ ствлять важную передовую роль в об­ щественной жизни. Отсюда исходит ле­ нинский принцип партийности литера­ туры — важнейший вклад В. К. Ленина ■в науку о литературе»*. Ленин и Сталин вели решительную борьбу против буржуазной эстетики, разоблачали фальшь и лицемерие бур­ жуазной «свободы» творчества, про­ возгласили идею партийности литера­ туры. Отражением идейного разброда, па­ ники и страха перед назревающей бу­ рей, охвативших господствующие клас­ сы и буржуазную интеллигенцию в на­ чале века, явилась литература русского декаданса — символизма, акмеизма и футуризма. Все эти школы, принимав­ шие на отдельных этапах своего разви­ тия различную окраску, были связаны с идеологией буржуазии и дворянства и выступали против литературы, выра­ жавшей идеи социалистического движе­ ния. Раннее творчество Маяковского — пример сознательного служения ново­ му демократическому искусству. Как * А. А. Жданов. Доклад о журналах «Звез- да» и «Ленинград», 1946.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2