Сибирские огни, 1950, № 2
** Устное творчество народностей Об ского Севера с большой силой выража ло вековую надежду обских племён на их грядущее возрождение. Мечта о светлом будущем никогда не умирала у этих обездоленных людей. В убогих бе рестяных чумах бедняков, в жалких бре венчатых юртах народные певцы обра щались к своим слушателям со словами стародавней былины: Кто спасёт народ забытый, Кто укаж ет путь широкий. Как река весной в разливе? Охотники и оленеводы ждали этого освобождения от былинно-песенных геро ев Эква-Пырсия и Мадура Вазы: И когда-нибудь в дороге Встречу я Мадура Вазу. И тогда я вскрикну громко «Пайсе отер, ойка рума. Пайсе, жданный избавитель!» То есть: Здравствуй, витязь, добрый друг! Здравствуй, жданный избавитель! Защитник интересов туземной бедно ты пришёл на Обской Север не с мечом былинного Мадура Вазы, а в лице воо ружённого русского пролетариата, уста новившего власть Советов в этом таёж ном краю. Полудикие туземцы, о существова нии которых прежде знали лишь немно гие этнографы, теперь участвуют в соз дании социалистического искусства. Охотники и оленеводы, выросшие в ча ду костров, умевшие лишь управлять оленьей упряжкой, создают художест венную прозу и поэзию. Хантэйский, мансийский и ненецкий народы находятся ещё у истоков своею зарождающегося национального искус ства. Но появление первых ростков это го искусства — яркое свидетельство большого духовного подъёма возрож дённых народов Обского Севера. * Мы являемся свидетелями небывало го явления: на глазах одного поколения, в течение трёх десятилетий, гением Ленина и Сталина разрешена проблема смены патриархальщины социалистиче ской формой. Этот социально-экономи ческий сдвиг являет собой ярчайший пример торжества ленинско-сталинской национальной политики. Обские народности осознали своё право на развитие, своё человеческое достоинство полноправных граждан со циалистической державы. В них пробу дилась тяга к знаниям, стремление лик видировать свою отсталость. Они стали активными строителями общества, побе доносно идущего к коммунизму. В декабре 1 9 5 0 года исполняется 2 0 лет со дня создания Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. К этой да те трудящиеся Обского Севера приходят с большими хозяйственными и культур ными достижениями. Мы живём в золотую эпоху сталин ского гуманизма. В наши дни и в су ровых тундрах Обского Севера пламе неет светоч коммунизма, озаряющий путь к просвещению и счастью даже са мым маленьким народам. Но в эти же дни социалистического процветания на ций, в СССР, как рудимент постыдной средневековой дикости, насаждается ещё в «цивилизованных» странах анг ло-саксонского империализма расовая дискриминация негров, индусов, австра лийцев. Американцы истребляют на своём материке целые племена индей цев, ничтожные остатки которых дожи вают свой век в тесных резервациях. Кровавая политика расизма автоматом и плетью осуществляется в землях американских империалистов — на Фи липпинах, на Гавайских островах. В эту пору расовой дискриминации и усиления национального гнёта во всём колониальном мире социалистическое строительство на Сибирском Севере в условиях советской демократии является ярким свидетельством превосходства на шего социалистического общественного строя над строем капиталистическим.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2