Сибирские огни, 1950, № 2

Но Григорий Лазарев обратился к род­ нику устной народной поэзии. Он под­ верг литературной обработке многие ге­ роические народные былины и бытовые лирические песни. Он углубил и расши­ рил стиль народного стихосложения. Органическая связь народного стиля с социалистическим содержанием видна в поэзии Григория Лазарева. Краткими и сильными штрихами рисует поэт об­ раз вождя, уверенно и победоносно ве­ дущего нашу родину к новым высотам: Кто нам путь укажет? В тайге тропинок так много, Кто нам по-ленински скажет — Вот эта к счастью дорога? Кто в непогоду и в бурю Нашей ладьёй будет править? Кто нашим солнцем будет? Лучший друг Ленина — Сталин! Ленинской силой Сталин Народные вёсла берёт, Лодкой по-ленински правит. К счастью и свету ведёт. Искренность, народная образность и простота языка отличают произведения Григория Лазарева, первого хантэйско- го поэта, переводчика «Интернациона­ ла» на язык своего народа. Богатейшую фольклорную сокровищ­ ницу умело использует первая поэтесса мансийского народа М. Вахрушева. В своём творчестве она часто опи­ рается на лирический стиль мансий­ ской женской песни. Матрёна Вахруше­ ва написала много стихов, опублико­ ванных в различных сборниках, в си­ бирских газетах. Она опубликовала не­ давно биографическую повесть «На бе­ регу Малой Юконды». Интересен путь М. Вахрушевой — представительницы национальной ман­ сийской интеллигенции. Из маленькой деревушки Хармпавыл она на лодке приплыла по Малой и Большой Юкон- де и затем по реке Конде попала в районное село Нахрачи, чтобы учиться в школе-семилетке. Отсюда М. *Вахру­ шева поехала в новый город, окружной центр — Ханты-Мансийск, где девушка окончила педагогическое училище. От­ сюда она, вместе с тремя товарищами по педучилищу, была направлена в Ле­ нинградский институт народов Севера. Вместе с ленинградцами М. Вахрушева пережила самые тяжёлые месяцы бло­ кады. Она копала окопы, тушила зажи­ гательные фашистские бомбы, работала в госпитале. Потом на родине молодая поэтесса в обской тайге учила мансий­ ских детей в той же самой начальной школе, где когда-то она сама сидела за букварём. Недавно Матрёна Вахрушева закончила учёбу в Ленинградском уни­ верситете имени А. А. Жданова. Ещё будучи студенткой педучилища, М. Вахрушева опубликовала в местных сборниках и газетах свои стихи: «Ленину», «Восьмое марта». В ман­ сийской песне о Ленине поэтесса так пе­ редаёт чувство любви своего народа к основателю Советского государства: От нашего дальнего края, К берегам мелководной Юконды Докатилась весть печали: «Дедушка Ленин умер». Умер добрый, как солнце. Нам подаривший счастье, Плачут охотники-манси, Плачут их жёны и дети. Его мудрое верное слово Будет жить в сердцах манси народа • Столько лет, сколько наша Юконда Несёт к западу чистые воды. В стихотворении «Восьмое марта»' поэтесса показывает приобщение таёж­ ной женщины к социалистической куль­ туре, к активной общественной жизни. Накануне Великой Отечественной войны в сборнике, опубликованном Омгизом, напечатали свои стихотворе­ ния хантэйские и мансийские поэты в сказители Кирилл Посохов, Леонид Вейветкин, Николай Свешников, Дмит­ рий Тарлин, Григорий Вайветкин, Дмит­ рий Тебетов. Ещё раньше первый дра­ матург ненецкого народа II. Ф. Него написал две пьесы: «Шаман» и «Ваули Пиеттомин», которые ставились в Сале­ харде. В литературе народов Обского Севе­ ра сейчас появляются новые имена. К. числу их принадлежит Михаил Казан­ цев, мансийский прозаик. Он родился и., вырос на той же реке Конде, где росла его землячка М. Вахрушева. Михцил Казанцев учился в той же самой Нахра- чинской школе, окончил Ханты-Мансий­ ское педагогическое училище, а затем поступил в Ленинградский институт на­ родов Севера. В годы войны сын ман­ сийского народа Михаил Казанцев стал капитаном Советской Армии. Он воевал против немецких фашистов и японских захватчиков. Демобилизовавшись, он за­ вершил учёбу на юридическом факуль­ тете Ленинградского университета. В биографической повести «Рассказ о се­ бе» М. Казанцев на примере собствен­ ной жизни показывает приобщение воз­ рождённых обских народностей к социа­ листической культуре. «Я готовился в институт народов Севера и жил под Ле­ нинградом, в Пушкине. Помню, когда в четвёртом классе учил наизусть «Па­ мятник», я всё старался себе предста­ вить, какой он был, великий Пушкин. А теперь я его вижу: вот он сидит, бронзовый, на скамейке, подперев кула­ ком щеку, а около памятника не зара­ стёт тропинка. Сюда приходят все на­ роды, как сам Пушкин предсказывал, и я, манси, пришёл к нему по этой народ­ ной тропинке, и мой друг, эвенк Сумрин пришёл, и ульчи Ван пришёл. Мы са­ димся около памятника и готовимся к экзамену по Конституции пародов СССР. Я поднимаю голову, и мне ка­ жется, что бронзовый Пушкин слушает как мы разговариваем».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2