Сибирские огни, 1950, № 2
Но Григорий Лазарев обратился к род нику устной народной поэзии. Он под верг литературной обработке многие ге роические народные былины и бытовые лирические песни. Он углубил и расши рил стиль народного стихосложения. Органическая связь народного стиля с социалистическим содержанием видна в поэзии Григория Лазарева. Краткими и сильными штрихами рисует поэт об раз вождя, уверенно и победоносно ве дущего нашу родину к новым высотам: Кто нам путь укажет? В тайге тропинок так много, Кто нам по-ленински скажет — Вот эта к счастью дорога? Кто в непогоду и в бурю Нашей ладьёй будет править? Кто нашим солнцем будет? Лучший друг Ленина — Сталин! Ленинской силой Сталин Народные вёсла берёт, Лодкой по-ленински правит. К счастью и свету ведёт. Искренность, народная образность и простота языка отличают произведения Григория Лазарева, первого хантэйско- го поэта, переводчика «Интернациона ла» на язык своего народа. Богатейшую фольклорную сокровищ ницу умело использует первая поэтесса мансийского народа М. Вахрушева. В своём творчестве она часто опи рается на лирический стиль мансий ской женской песни. Матрёна Вахруше ва написала много стихов, опублико ванных в различных сборниках, в си бирских газетах. Она опубликовала не давно биографическую повесть «На бе регу Малой Юконды». Интересен путь М. Вахрушевой — представительницы национальной ман сийской интеллигенции. Из маленькой деревушки Хармпавыл она на лодке приплыла по Малой и Большой Юкон- де и затем по реке Конде попала в районное село Нахрачи, чтобы учиться в школе-семилетке. Отсюда М. *Вахру шева поехала в новый город, окружной центр — Ханты-Мансийск, где девушка окончила педагогическое училище. От сюда она, вместе с тремя товарищами по педучилищу, была направлена в Ле нинградский институт народов Севера. Вместе с ленинградцами М. Вахрушева пережила самые тяжёлые месяцы бло кады. Она копала окопы, тушила зажи гательные фашистские бомбы, работала в госпитале. Потом на родине молодая поэтесса в обской тайге учила мансий ских детей в той же самой начальной школе, где когда-то она сама сидела за букварём. Недавно Матрёна Вахрушева закончила учёбу в Ленинградском уни верситете имени А. А. Жданова. Ещё будучи студенткой педучилища, М. Вахрушева опубликовала в местных сборниках и газетах свои стихи: «Ленину», «Восьмое марта». В ман сийской песне о Ленине поэтесса так пе редаёт чувство любви своего народа к основателю Советского государства: От нашего дальнего края, К берегам мелководной Юконды Докатилась весть печали: «Дедушка Ленин умер». Умер добрый, как солнце. Нам подаривший счастье, Плачут охотники-манси, Плачут их жёны и дети. Его мудрое верное слово Будет жить в сердцах манси народа • Столько лет, сколько наша Юконда Несёт к западу чистые воды. В стихотворении «Восьмое марта»' поэтесса показывает приобщение таёж ной женщины к социалистической куль туре, к активной общественной жизни. Накануне Великой Отечественной войны в сборнике, опубликованном Омгизом, напечатали свои стихотворе ния хантэйские и мансийские поэты в сказители Кирилл Посохов, Леонид Вейветкин, Николай Свешников, Дмит рий Тарлин, Григорий Вайветкин, Дмит рий Тебетов. Ещё раньше первый дра матург ненецкого народа II. Ф. Него написал две пьесы: «Шаман» и «Ваули Пиеттомин», которые ставились в Сале харде. В литературе народов Обского Севе ра сейчас появляются новые имена. К. числу их принадлежит Михаил Казан цев, мансийский прозаик. Он родился и., вырос на той же реке Конде, где росла его землячка М. Вахрушева. Михцил Казанцев учился в той же самой Нахра- чинской школе, окончил Ханты-Мансий ское педагогическое училище, а затем поступил в Ленинградский институт на родов Севера. В годы войны сын ман сийского народа Михаил Казанцев стал капитаном Советской Армии. Он воевал против немецких фашистов и японских захватчиков. Демобилизовавшись, он за вершил учёбу на юридическом факуль тете Ленинградского университета. В биографической повести «Рассказ о се бе» М. Казанцев на примере собствен ной жизни показывает приобщение воз рождённых обских народностей к социа листической культуре. «Я готовился в институт народов Севера и жил под Ле нинградом, в Пушкине. Помню, когда в четвёртом классе учил наизусть «Па мятник», я всё старался себе предста вить, какой он был, великий Пушкин. А теперь я его вижу: вот он сидит, бронзовый, на скамейке, подперев кула ком щеку, а около памятника не зара стёт тропинка. Сюда приходят все на роды, как сам Пушкин предсказывал, и я, манси, пришёл к нему по этой народ ной тропинке, и мой друг, эвенк Сумрин пришёл, и ульчи Ван пришёл. Мы са димся около памятника и готовимся к экзамену по Конституции пародов СССР. Я поднимаю голову, и мне ка жется, что бронзовый Пушкин слушает как мы разговариваем».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2