Сибирские огни, 1950, № 2

кости. Иногда узор накрашивается, при­ чём по контуру рисунка нашивается жгутик из оленьего волоса. Особенным изяществом отделки отличаются хантэй- ские вышивки шерстью. Орнаменталь­ ные способности хантов и манси ярко проявляются в украшении берестяных сосудов. Разнообразные мотивы орна­ ментики нередко посвящаются изобра­ жению птиц и животных. Резьба по кости — один из старей­ ших художественных промыслов Обско­ го Севера. Художественная обработка хантами, ненцами, манси кости, дерева, кожи мехов отличается традиционной устойчивостью приёмов и форм. Это также является показателем древности изобразительных сюжетов. Из национальной интеллигенции об­ ских народностей вышли талантливые живописцы. Значительным дарованием отмечено творчество художника-хантэ Н. Натускина, написавшего много кар­ тин о своём родном крае — о реках Большой и Малой Юкоиде. Вместе с ненцем К. Панковым Н. На- тускин написал крупное панно, которое украшало павильон Арктики на Все­ союзной сельскохозяйственной выставке в 1 9 3 9 году. Картины ненца К. Панко­ ва и хантэ Н. Натускина, выставленные в советском павильоне на Международ­ ной выставке в Париже, были удостоены золотой медали. Не суждено было исполниться неспра­ ведливым предсказаниям поэта А. А. Фета, утверждавшего, что «на льдинах лавр не расцветёт». Искусство, литера­ тура расцвели и в Ямальской тундре и в глухой приобской тайге. С гордостью за нашего национального гения мы мо­ жем сказать, что А. С. Пушкин ещё в стихотворении «Памятник» высказал своё высокогуманное отношение к ма­ лым народам Сибири. Пророчески пред­ видя грядущее возрождение всех наро­ дов России, он говорил: Слух обо мне пройдёт по Есей Руси великой. И назовёт меня всяк сущий в ней язык ; И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз... Вопреки аристократической теории «поэзии классового меньшинства», Пушкин хотел видеть свою поэзию ин­ тернациональным достоянием всех угне­ тённых народов России. Ныне стала ре­ альностью мечта поэта. Гениальные тво­ рения Пушкина даже самые малые на­ роды нашей родины читают на своих национальных языках. Эвенки (тунгу­ сы), о которых Пушкин говорит в сти­ хотворении «Памятник», перевели на родной язык сказки Пушкина «О рыба­ ке и рыбке», «О попе и работнике его Балде». Повесть «Дубровский» издана на хантэйском языке. «Станционный смотритель» опубликован на языке на­ рода манси. Получили произведения Пушкина на своем языке и жители да­ лёкой тундры — ненцы. ** * Одна стародавняя ненецкая былина рассказывает о том, как много лет назад ненцы потеряли солнце и как стал бродить с тех пор по тундре в по­ исках потерянного счастья маленький кочевой народ. Горькой правдой была эта легенда, созданная обездоленным народом. Как в темнице веками жили в нищете многострадальные северные пле­ мена. Царское самодержавие и туземные князья украли счастье у кочевого на­ рода. Солнце Сталинской Конституции оза­ рило промёрзшую тундру, рассеяв веко­ вую мглу. Ленин и Сталин дали малым северным народам счастливую жизнь, вывели их на светлую дорогу возрожде­ ния. Хантэйские, мансийские, ненецкие поэты сложили много задушевных песен и сказаний, проникнутых глубокой лю­ бовью к Ленину и Сталину. Широко из­ вестны хантэйскому народу песни та­ лантливого национального поэта Григо­ рия Лазарева о товарище Сталине. Поэт сравнивает вождя с орлом — самой по­ пулярной птицей хантэйского эпоса: Мой лыжный северный народ Тебя, наш вождь любимый, Звездою яркою зовёт, Орёл наш стальнокрылый. В другой песне Григория Лазарева выражаются чувства охотников-хантов к вождю и благородному отцу народов: Ветер колышет ели. Все деревья в родном лесу О солнечном счастье запели. Озарившем нашу страну. Я Сталину песню слагаю, Тому, кто нам счастье дал, Тому, кто к а к солнце сияет. Кто отцом всех народов стал. Григорий Лазарев написал строки, которые мог бы сказать о себе каждый из охотников и оленеводов: Я в лесной глуши родился. Вырос средь седой тайги, Я ребёнком научился Делать лыжи и ножи. Стал я грамоте учиться, В городе живу, Чтоб культурным возвратиться В дальнюю тайгу. Чтобы ленинской тропою Повести родной народ. Большевистскою, прямою, Куда Сталин нас ведёт. Григорий Лазарев, окончивший до Великой Отечественной войны Ханты- Мансийское педагогическое училище, был первым поэтом хантэйского народа. Он стал писать стихи с 1 9 3 5 года. У него не было предшественников из на­ циональных литераторов, как не было вообще до него хантэйской литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2