Сибирские огни, 1950, № 2
кости. Иногда узор накрашивается, при чём по контуру рисунка нашивается жгутик из оленьего волоса. Особенным изяществом отделки отличаются хантэй- ские вышивки шерстью. Орнаменталь ные способности хантов и манси ярко проявляются в украшении берестяных сосудов. Разнообразные мотивы орна ментики нередко посвящаются изобра жению птиц и животных. Резьба по кости — один из старей ших художественных промыслов Обско го Севера. Художественная обработка хантами, ненцами, манси кости, дерева, кожи мехов отличается традиционной устойчивостью приёмов и форм. Это также является показателем древности изобразительных сюжетов. Из национальной интеллигенции об ских народностей вышли талантливые живописцы. Значительным дарованием отмечено творчество художника-хантэ Н. Натускина, написавшего много кар тин о своём родном крае — о реках Большой и Малой Юкоиде. Вместе с ненцем К. Панковым Н. На- тускин написал крупное панно, которое украшало павильон Арктики на Все союзной сельскохозяйственной выставке в 1 9 3 9 году. Картины ненца К. Панко ва и хантэ Н. Натускина, выставленные в советском павильоне на Международ ной выставке в Париже, были удостоены золотой медали. Не суждено было исполниться неспра ведливым предсказаниям поэта А. А. Фета, утверждавшего, что «на льдинах лавр не расцветёт». Искусство, литера тура расцвели и в Ямальской тундре и в глухой приобской тайге. С гордостью за нашего национального гения мы мо жем сказать, что А. С. Пушкин ещё в стихотворении «Памятник» высказал своё высокогуманное отношение к ма лым народам Сибири. Пророчески пред видя грядущее возрождение всех наро дов России, он говорил: Слух обо мне пройдёт по Есей Руси великой. И назовёт меня всяк сущий в ней язык ; И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз... Вопреки аристократической теории «поэзии классового меньшинства», Пушкин хотел видеть свою поэзию ин тернациональным достоянием всех угне тённых народов России. Ныне стала ре альностью мечта поэта. Гениальные тво рения Пушкина даже самые малые на роды нашей родины читают на своих национальных языках. Эвенки (тунгу сы), о которых Пушкин говорит в сти хотворении «Памятник», перевели на родной язык сказки Пушкина «О рыба ке и рыбке», «О попе и работнике его Балде». Повесть «Дубровский» издана на хантэйском языке. «Станционный смотритель» опубликован на языке на рода манси. Получили произведения Пушкина на своем языке и жители да лёкой тундры — ненцы. ** * Одна стародавняя ненецкая былина рассказывает о том, как много лет назад ненцы потеряли солнце и как стал бродить с тех пор по тундре в по исках потерянного счастья маленький кочевой народ. Горькой правдой была эта легенда, созданная обездоленным народом. Как в темнице веками жили в нищете многострадальные северные пле мена. Царское самодержавие и туземные князья украли счастье у кочевого на рода. Солнце Сталинской Конституции оза рило промёрзшую тундру, рассеяв веко вую мглу. Ленин и Сталин дали малым северным народам счастливую жизнь, вывели их на светлую дорогу возрожде ния. Хантэйские, мансийские, ненецкие поэты сложили много задушевных песен и сказаний, проникнутых глубокой лю бовью к Ленину и Сталину. Широко из вестны хантэйскому народу песни та лантливого национального поэта Григо рия Лазарева о товарище Сталине. Поэт сравнивает вождя с орлом — самой по пулярной птицей хантэйского эпоса: Мой лыжный северный народ Тебя, наш вождь любимый, Звездою яркою зовёт, Орёл наш стальнокрылый. В другой песне Григория Лазарева выражаются чувства охотников-хантов к вождю и благородному отцу народов: Ветер колышет ели. Все деревья в родном лесу О солнечном счастье запели. Озарившем нашу страну. Я Сталину песню слагаю, Тому, кто нам счастье дал, Тому, кто к а к солнце сияет. Кто отцом всех народов стал. Григорий Лазарев написал строки, которые мог бы сказать о себе каждый из охотников и оленеводов: Я в лесной глуши родился. Вырос средь седой тайги, Я ребёнком научился Делать лыжи и ножи. Стал я грамоте учиться, В городе живу, Чтоб культурным возвратиться В дальнюю тайгу. Чтобы ленинской тропою Повести родной народ. Большевистскою, прямою, Куда Сталин нас ведёт. Григорий Лазарев, окончивший до Великой Отечественной войны Ханты- Мансийское педагогическое училище, был первым поэтом хантэйского народа. Он стал писать стихи с 1 9 3 5 года. У него не было предшественников из на циональных литераторов, как не было вообще до него хантэйской литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2