Сибирские огни, 1950, № 2

ются три больницы, шесть медицинских пунктов, один красный чум. При Сось- зинской культбазе действует семилетняя школа, в которой обучается более двух­ сот детей. Здесь же расположен интер­ нат на сто человек. В состав культбазы входят Дом народов Севера, библиотека, ветеринарный пункт, радиостанция, ма­ стерские, кирпичный завод. Для посто­ янной связи с окрестным населением культбаза имеет моторный катер и пол­ сотни ездовых оленей. В 1 9 4 9 году бюджет культбазы до­ стигал 1 миллиона 2 0 0 тысяч рублей. Среди работников культбазы десять че­ ловек имеют высшее и незаконченное .высшее образование, пятнадцать сотруд­ ников получили среднее педагогическое образование. Летом моторная лодка ба­ зы действует как походный красный уголок. Зимой на культбазе ежегодно проводится олимпиада народного худо­ жественного творчества. На этих олим­ пиадах выступают сказители, песенники, .музыканты, лучшие охотники состя­ заются в беге на лыжах и в стрельбе. С помощью культбаз ненцы, ханты и манси приобщаются к культурной й го­ сударственной жизни страны. * ** Ямал по-ненецки значит — «конец земли». Вечная мерзлота, долгий зимний мрак и «ледяной мешок» — Карское море, угрюмыми водами которого омы­ вается Ямальский полуостров, — такова картина этого края земли. Возможна ли поэзия в этом гиблом месте? Буржуазные историки, этнографы утверждали, что ханты, манси и ненцы потому не развивают духовную сторону •своей жизни, что все их силы расхо­ дуются на борьбу с суровым климатом. Жизнь опровергает эти реакционные измышления. Пятнадцать лет тому назад издатель­ ство Академии наук СССР опубликова­ ло мансийский (вогульский) эпос Яш ал- Маа. Русский этнограф Михаил Плотни­ ков настойчиво собирал осколки эпиче­ ских сказаний народного творения. Ра­ бота Плотникова содержит немало идей­ ных ошибок, фольклорист не сумел преодолеть националистических устано­ вок, слепо преклоняясь перед авторите­ том буржуазного учёного Кай-Доннера, но в то же время Плотников совершил научный подвиг, открыв миру замеча­ тельный эпос. В старое время никто всерьёз не занимался поэзией и вообще устным творчеством малых народов Обского Се­ вера. Считалось, что отсталые расы ни­ чего не могут внести в сокровищницу искусства. Это, конечно, не верно! Даже самые маленькие народы могут созда­ вать духовные сокровища всечеловече­ ской значимости. Товарищ Сталин гово­ рил на приёме финляндской правитель­ ственной делегации 7 апреля 1 9 4 8 го­ да: «Советские люди считают, что каж­ дая нация, — всё равно — большая или малая, имеет свои качественные особен­ ности, свою специфику, которая принад­ лежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой куль­ туры и дополняет её, обогащает её» #. Мансийский эпос Янгал-Маа (Тундра) — образец народной мудрости и художе­ ственного совершенства. Трудовые массы — подлинные творцы народной культуры, её носители. Они являются создателями материальной культуры и духовных ценностей. Народ создаёт предания, сказки, былины, про­ никнутые глубокой . любовью ко всему светлому, свободному и справедливому, и великой ненавистью к силам зла и произвола. Таким является фольклор ненецких, мансийских, хантэйских племён, издав­ на населявших бассейны Иртыша и Оби. Эти народы, бывшие до революции бес­ письменными, берегли, как драгоцен­ ность, своё устное творчество — герои­ ческие песни, сказания, драматические представления и лирические песни. Народное творчество до революции отражало преимущественно тяжёлое по­ ложение трудовых слоев обских тузем­ цев. Об этом свидетельствуют, напри­ мер, пословицы обских племён: «Куда побежит олень — туда побежит и соба­ ка» «Наше счастье слепо на оба гла­ за» , «Горе не ходит по тундре, а ходит по людям», «У русского царя_ руки долги» и т. д. У народов ханты и манси сложились свои песни, глубоко оригинальные по своему мелодическому, ритмическому и ладовому строю. В ярких поэтических образах воспевали красоту своей пре­ красной и суровой родины самородки- поэты Обского Севера, которых назы­ вали «вринлюс-хо», что по-хантэйски значит — песенно-сказочный человек. Поэтические сказания, легенды обыч­ но исполнялись под аккомпанемент ме­ стных музыкальных инструментов — «домбры», «лебедя». Своеобразный орнамеьт украшает поч­ ти все предметы быта у народов хан­ ты, манси и ненцев — их одежду, посу­ ду, охотничьи принадлежности. У наро­ дов Обского Севера нет заимствования чужих художественных форм. Их ис­ кусство самобытно. У охотников, рыбаков и оленеводов Обского Севера особенно часто употреб­ ляются аппликации из меха, мамонтовой * «Правда» от 13 апреля 1948 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2