Сибирские огни, 1950, № 2
ются три больницы, шесть медицинских пунктов, один красный чум. При Сось- зинской культбазе действует семилетняя школа, в которой обучается более двух сот детей. Здесь же расположен интер нат на сто человек. В состав культбазы входят Дом народов Севера, библиотека, ветеринарный пункт, радиостанция, ма стерские, кирпичный завод. Для посто янной связи с окрестным населением культбаза имеет моторный катер и пол сотни ездовых оленей. В 1 9 4 9 году бюджет культбазы до стигал 1 миллиона 2 0 0 тысяч рублей. Среди работников культбазы десять че ловек имеют высшее и незаконченное .высшее образование, пятнадцать сотруд ников получили среднее педагогическое образование. Летом моторная лодка ба зы действует как походный красный уголок. Зимой на культбазе ежегодно проводится олимпиада народного худо жественного творчества. На этих олим пиадах выступают сказители, песенники, .музыканты, лучшие охотники состя заются в беге на лыжах и в стрельбе. С помощью культбаз ненцы, ханты и манси приобщаются к культурной й го сударственной жизни страны. * ** Ямал по-ненецки значит — «конец земли». Вечная мерзлота, долгий зимний мрак и «ледяной мешок» — Карское море, угрюмыми водами которого омы вается Ямальский полуостров, — такова картина этого края земли. Возможна ли поэзия в этом гиблом месте? Буржуазные историки, этнографы утверждали, что ханты, манси и ненцы потому не развивают духовную сторону •своей жизни, что все их силы расхо дуются на борьбу с суровым климатом. Жизнь опровергает эти реакционные измышления. Пятнадцать лет тому назад издатель ство Академии наук СССР опубликова ло мансийский (вогульский) эпос Яш ал- Маа. Русский этнограф Михаил Плотни ков настойчиво собирал осколки эпиче ских сказаний народного творения. Ра бота Плотникова содержит немало идей ных ошибок, фольклорист не сумел преодолеть националистических устано вок, слепо преклоняясь перед авторите том буржуазного учёного Кай-Доннера, но в то же время Плотников совершил научный подвиг, открыв миру замеча тельный эпос. В старое время никто всерьёз не занимался поэзией и вообще устным творчеством малых народов Обского Се вера. Считалось, что отсталые расы ни чего не могут внести в сокровищницу искусства. Это, конечно, не верно! Даже самые маленькие народы могут созда вать духовные сокровища всечеловече ской значимости. Товарищ Сталин гово рил на приёме финляндской правитель ственной делегации 7 апреля 1 9 4 8 го да: «Советские люди считают, что каж дая нация, — всё равно — большая или малая, имеет свои качественные особен ности, свою специфику, которая принад лежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой куль туры и дополняет её, обогащает её» #. Мансийский эпос Янгал-Маа (Тундра) — образец народной мудрости и художе ственного совершенства. Трудовые массы — подлинные творцы народной культуры, её носители. Они являются создателями материальной культуры и духовных ценностей. Народ создаёт предания, сказки, былины, про никнутые глубокой . любовью ко всему светлому, свободному и справедливому, и великой ненавистью к силам зла и произвола. Таким является фольклор ненецких, мансийских, хантэйских племён, издав на населявших бассейны Иртыша и Оби. Эти народы, бывшие до революции бес письменными, берегли, как драгоцен ность, своё устное творчество — герои ческие песни, сказания, драматические представления и лирические песни. Народное творчество до революции отражало преимущественно тяжёлое по ложение трудовых слоев обских тузем цев. Об этом свидетельствуют, напри мер, пословицы обских племён: «Куда побежит олень — туда побежит и соба ка» «Наше счастье слепо на оба гла за» , «Горе не ходит по тундре, а ходит по людям», «У русского царя_ руки долги» и т. д. У народов ханты и манси сложились свои песни, глубоко оригинальные по своему мелодическому, ритмическому и ладовому строю. В ярких поэтических образах воспевали красоту своей пре красной и суровой родины самородки- поэты Обского Севера, которых назы вали «вринлюс-хо», что по-хантэйски значит — песенно-сказочный человек. Поэтические сказания, легенды обыч но исполнялись под аккомпанемент ме стных музыкальных инструментов — «домбры», «лебедя». Своеобразный орнамеьт украшает поч ти все предметы быта у народов хан ты, манси и ненцев — их одежду, посу ду, охотничьи принадлежности. У наро дов Обского Севера нет заимствования чужих художественных форм. Их ис кусство самобытно. У охотников, рыбаков и оленеводов Обского Севера особенно часто употреб ляются аппликации из меха, мамонтовой * «Правда» от 13 апреля 1948 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2