Сибирские огни, 1950, № 2

В 1 2 5 школах преподавание ведётся на национальных языках. В школьных интернатах на полном государственном обеспечении воспитываются 4 4 0 9 детей северных народностей ■— хантов, манси, ненцев и селькупов. Только по 72 школьным интернатам Ханты-Мансий­ ского округа на содержание детей с при­ обретением им обуви, одежды, питания, учебников государство в 1 9 5 0 году из­ расходует 11 миллионов 8 0 0 тысяч рублей. Число грамотных жителей в шести районах Ханты-Мансийского националь­ ного округа за последние 2 0 лет увели­ чилось в 2 7 0 раз. Образование детей народов Обского Севера не заканчивается начальным и семилетним обучением. Местная моло­ дёжь учится в техникумах и вузах. В городе Ханты-Мансийске имеются на­ циональное педагогическое училище, фельдшерская школа, торгово-коопера­ тивное училище, мореходная школа юнг, ©кружная партийная школа. В этих учеб­ ных заведениях занимается более тыся­ чи юношей и девушек, половину из ко­ торых составляют ханты и манси. В на­ чальных, неполных средних и средней школе Ханты-Мансийска также обучает­ ся более тысячи детей. Ежедневно утром каждый четвёртый житель молодого таёжного города садится за парту. В административном центре Ямаль­ ского округа — городе Салехарде нахо­ дятся педагогическое училище, фельд­ шерская школа, зооветеринарный тех­ никум, политпросветшкола. Десятки молодых людей из таёжных и тундровых селений Обь-Иртышского бассейна учатся в больших городах страны. В одном только Ленинградском университете сейчас занимается 3 5 хан­ тов, манси и ненцев. Постоянно пополняются ряды интел­ лигенции в этом северо-западном углу Сибири. В обоих округах сейчас насчи­ тывается 1 3 6 2 учителя, из которых 1 0 6 6 человек имеют высшее и среднее недагогическое образование. В 1 9 4 9 г. ..советское правительство командировало сюда из разных городов страны 1 2 0 молодых учителей, в том числе 2 8 пи­ томцев вузов и 4 0 выпускников учи­ тельских институтов. Ханты-Мансийское педагогическое училище за 17 лет своего существова­ ния выпустило 5 0 0 учителей. Питомцы этого училища составляют костяк мест­ ной национальной интеллигенции. * * * До революции на Обском Севере бы­ ло три больницы с тремя врачами. На каждого врача приходилась территория, равная площади трех государств — Ита­ лии, Дании, Швейцарии. В 1 9 2 4 г. на всей огромной территории края от То­ больска до Ледовитого океана насчиты­ валось 6 медицинских пунктов и 2 больницы — в Берёзове и Обдорске. С образованием национальных окру­ гов началось быстрое расширение сети медицинских учреждений. В 1 9 4 0 г. в Ямало-Ненецком округе имелось 12 больниц на 2 8 0 коек, 4 0 амбулаторий и фельдшерских пунктов, в которых ра­ ботало 4 0 врачей и сто фельдшеров. В 1 9 4 9 году на территории тринад­ цати административных районов, входя­ щих в состав Ямало-Ненецкого и Хан­ ты-Мансийского округов, работало уже более ста врачей. В Салехарде и дру­ гих городах действуют сейчас станции санитарной авиации. С побережья Кар­ ского моря, из Приобской и Приураль­ ской тайги санитарная авиация ежегодно вывозит больных в окружные центры. В 1 9 4 9 г. правительство отпустило для больниц этих двух национальных округов медицинского оборудования и мягкого инвентаря на один миллион двести тысяч рублей. Развитие сети медицинских учрежде­ ний, рост материального благосостояния охотников и оленеводов улучшили физи­ ческое состояние народов Обского Се­ вера. Прошли времена громадной смерт­ ности от эпидемий, резко сократилось число бытовых заболеваний. Изменилась духовная жизнь малых обских народностей. Советский строй вырвал эти племена из мрака древних традиций и суеверия, расширил их ум­ ственные горизонты, развеял в прах их первобытнообщинную идеологию. Огромную роль в культурной работе на Обском Севере сыграли культбазы, состоящие обычно из школы, больницы, интерната, клуба, радиостанции. Эти комплексные учреждения полтора деся­ тилетия занимаются хозяйственным И культурным обслуживанием местного на­ селения. Культбазы воспитали советский актив из среды охотников и оленеводов, они ведут исследовательскую работу по изучению природных богатств, хозяйст­ ва, быта местного населения. На Обском Севере имеются четыре культбазы — Ямальская, Тазовская, Сосьвинская, Казымская. Эти учрежде­ ния, наряду с красными чумами, сыгра­ ли крупную роль в истории националь­ ного строительства на Обском Севере. В 1 . 5 0 0 километрах от Транссибир­ ской магистрали в Приуральской тайге стоит Сосьвинская культбаза. Она рас­ положена на берегу таёжной реки Сось- вы в трёхстах километрах от Берёзова. Культбаза постоянно обслуживает три­ надцать колхозов в окружности до ста километров; в некоторые из этих колхо­ зов можно попасть только летом на лод­ ке. В радиусе действия культбазы име­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2