Сибирские огни, 1950, № 2
ную товарищем Сталиным. Много изме нений внесла деятельность этого Коми тета в экономическую, общественную жизнь народов Обь-Иртышского бас сейна. Советское строительство на Обском Севере началось на 5—6 лет позже, чем в Центральной России. Сперва здесь возникли родовые Советы. Они приуча ли жителей к выборности, самоуправле нию, привлекали женщин к активной работе. Следующей ступенью было соз дание туземных советских органов — тузриков по принципу национально-тер риториального объединения. Кооперация наладила регулярную плановую торгов лю. Советы воспитывали актив, из ко торого вышли первые коммунисты и комсомольцы Обского Севера. Правда, и в это время ещё довольно резким было экономическое расслоение среди оленеводов края. Об этом говорят такие цифры. В 1 9 2 6—27 гг. на полу острове Ямал кочевало 6 0 3 хозяйства оленеводов. Ямальский тузсовет (рай онный совет) обследовал из них 2 9 7 хо зяйств. Эти оленеводы имели в своих стадах 5 2 . 8 8 2 оленя из общего коли чества оленей на полуострове в 127 тысяч голов. По отдельным группам хо зяйств это количество животных распре делялось так: до 1 0 0 оленей имели 6 3 ,7 проц. хозяйств, от 1 0 0 до 2 0 0 — 1 4 ,8 , от 2 0 1 до 8 0 0 — 1 7 ,2 и от 8 0 0 до 4 . 0 0 0 — 4 ,3 проц. хозяйств. Другими словами, кулацкая верхуш ка составляла всего 4 ,3 процента, т. е. в абсолютной цифре — лишь 12 хо зяйств. Но эта горстка богачей владела 2 0 . 2 0 0 оленями, что составляло 3 8 ,2 процента от общего числа всех оленей. Такая же картина резкого классового расслоения видна и по Тром-Юганскому сельсовету, Сургутского района. По дан ным Сургутского рика за 1 9 2 8 год, по реке Пур насчитывалось - 1 3 0 8 0 оле ней, из которых 1 0 5 0 0 оленей принад лежало шести кулацким хозяйствам. Богатые ханты и ненцы приезжали на ярмарки в Обдорск, Берёзов, Сургут для сбыта продукции. Богачи Приураль ской тундры, проводившие лето на реч ках Ямала, откочёвывали иногда на ост ров Белый. Здесь шведы, норвежцы, англичане через ненцев же богачей уст раивали контрабандную скупку дорогих мехов в обмен на ружья, ром, какао, чай, муку. В начале тридцатых годов народы Обского Севера вступили на путь кол хозного строительства. В жизни хантов, манси, ненцев наступил коренной пере лом. От распадающегося родового строя начался переход к социализму — скачок через века. Коллективные, социалистические фор мы хозяйства позволили народам Обско го Севера возродить сзой край, поднять своё материальное благосостояние. В колхозах появился моторный флот. Было введено научное использование- пастбищ, началось развитие вольерного звероводства. Исчезла нищета, колхоз ники стали зажиточными. Из года в год. начали повышаться доходы. Например, валовой доход колхозов Ямало-Ненецко го округа к 1 9 3 9 году по сравнению с 1 9 3 2 годом вырос почти в тридцать раз. В соседнем Ханты-Мансийском окру ге валовой доход колхозов за годы с 1 9 3 5 по 1 9 3 9 увеличился в четыре раза. А средний доход в колхозной се мье вырос за эти яге годы вдвое. Социально-экономические изменения обусловили переход част(Т кочевников на оседлость. Началось укрупнение мелких таёжных посёлков, стали строиться бла гоустроенные селения. Началось разви тие земледелия. В 1 9 3 9 году колхозники 3 4 7 сель хозартелей Ханты-Мансийского округа получили от полеводства 3 3 4 3 , 1 тыс. рублей, что составило 1 4 ,3 проц. к об щему их валовому доходу. Увеличива лась денежная и натуральная оплата, трудодня. В 1 9 3 9 году многие колхозы Ханты-Мансийского округа выдали на трудодень от 2 до 5 килограммов зерна. До создания колхозного строя на Об ском Севере-посевы не производились. Сохранилось предание о том, как однажды, лет триста тому назад, была попытка начать земледелие в Ямальской заполярной тундре. В 1 6 0 2 году) после постройки 06- дорского острога, князь обских хантов отправился в Москву — бить челом ца рю Фёдору Иоанновичу. Обласканный русским царём и наречённый при кре щении Василием, князь возвратился в родную Сибирь и привёз в Обдорск в числе московских подарков несколько бочонков хлебной браги. Обдорцы шум но отпраздновали возвращение князя Василия. Но, выпив всю брагу, тузем цы опечалились. Тогда князь Василий сказал им: — Не горюйте, будет у нас в тундре и хлеб и брага, дождёмся только осени! — С этими словами он стал разбрасы вать из мешка на болотистом берегу По- луя семена привезённого ячменя. Ви девший это начальник Обдорского ост рога Митрофан Зотов отнял у князя се мена и посеял ячмень на полоске земли, вскопанной обдорскими казаками. Поло ска Зотова зазеленела. Но сеятель не дождался хлебных зёрен: он умер от цынги. Через несколько дней внезапно выпавший иней погубил посев. 3 5 0 лет прошло с тех пор, как пы тались вырастить хлеб в. Заполярье князь и казачий есаул Зотов. И никто за эти годы не смог на мёрзлой почве- Ямала вырастить хлеб, овощи и карто фель. Веками тосковали здесь русские
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2