Сибирские огни, 1950, № 1
•необходимости свято блюсти интересы коллектива, государства — во всём этом советские писатели правильно видят силу подлинного болыпевика-руководителя, глубоко и верно характеризуя этим са мые важнейшие черты большевистского стиля руководства. К высокой и благородной теме со циалистического труда наша литература обращается всё более часто. Кроме уже упомянутых произведений, мы знаем много других, в которых ярко и красоч но рисуются образы тружеников — творцов-новаторов, «художников своего д ел а » , людей, проникнутых высокой коммунистической сознательностью. Правда, в самой жизни процесс культурно-политического роста трудя щихся, стирание, граней между умст венным и физическим трудом, уничто жение противоположности между горо дом и деревней, рост народных дарова ний и талантов, процесс формирования и роста новаторов во всех областях жиз ни значительно более широкий и глу бокий в сравнении с тем, как это вы глядит на страницах художественной ли тературы. Многие сферы труда, к со жалению, всё ещё ие стали предметом художественного изображения. В после военной литературе мало ещё произве дений, раскрывающих проблемы гран диозного роста стахановского движения, проблемы изобретательства и новатор ства. Тем не менее в лучших произведени ях наших дней глубоко изображаются основные и главные закономерности со ветской жизни, раскрывается величай ший пафос созидательного социалисти ческого труда. Они всё глубже и глуб же проникают в толщу советской дейст вительности, всё ярче отражают истори ческий процесс перехода от социализма к коммунизму. В. ТОКМАКОВ Диве к н и ги о нш дои К и Победа китайского народа над сила ми феодальной реакции и американским империализмом открыла новую страни цу в истории всей Азии. Беспримерный подъём переживает Китай во всех обла стях жизни, лучшим показателем чего является расцвет его литературы. Это — новая, подлинно народная ли тература. Народна она потому, что го ворит живым и понятным массам язы ком, разрабатывает старинные формы народного искусства, наполняя их но вым содержанием, рисует образы лю дей из народа, показывает, как мудрая политика Коммунистической партии пре вращает забитых и невежественных ра бов в свободных и высокосознательных строителей демократического общества. Национально-освободительная борьба китайского народа, в которой сливались два потока (антиимпериалистическое движение и движение за выкорчёвыва ние феодальных пережитков), всегда 1 Чжао Шу-ли «Перемены в Лицзячзкуа- не». Перевод с китайского и предисловие В. Кривцова. Издательство иностранной ли тературы . Москва, 1949 г. Дин Лин «Солнце над рекой Сангань». Перевод о китайского и предисловие Л. Позд- неевой. Под редакцией В. Топер и Чеча- новского. Издательство иностранной ли тер а туры. Москва, 1949 г. была частью мировой революционной борьбы, а порожденная ею демократи ческая литература — частью мировой революционной литературы. В широком развитии и идейном обогащении этой борьбы огромную роль сыграла Вели кая Октябрьская социалистическая ре волюция, которая, — пишет Мао Цзе- дун в статье «О диктатуре народной де мократии» , — «помогла прогрессивным элементам мира и Китая применить пролетарское мировоззрение для опре деления судьбы страны и пересмотра своих проблем. Итти по пути русских — таков был вывод». Первым китайским писателем, из бравшим этот единственно правильный путь, был Лу Синь. Именно потому он и оказался основоположником и вождем демократической китайской литературы. Всестороннему развитию своего таланта Лу Синь обязан Октябрьской революции и самой передовой в мире русской ли тературе. Он учился мыслить на клас сиках марксизма-ленинизма, учился пи сать на бессмертных творениях Пушки на, Льва Толстого, Чехова, Горького. И все свои знания, почерпнутые из этой драгоценной научной и художественной сокровищницы он передал своим учени кам и последователям. Однако, ясный и жизнеутверждаю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2